Формирование произносительных и интонационных навыков у учащихся при обучении иностранному языку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
Advertisements

О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
О бучение чтению по УМК Forwardиздательства Вентана-Граф Т.А.Кузнецова, учитель-методист, Заслуженный Учитель России.
Специфика обучения аудированию на английском языке в начальной школе. Психолого – педагогические аспекты. МБОУ ООШ 11 Учитель английского языка Павлова.
Методические принципы, приемы и средства обучения чтению на младшем этапе обучения.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударе­ния, орфоэпических норм.
Модель становления техники чтения на английском языке у учащихся младшей школы. Доклад Буняевой Л.М. – учителя английского языка.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Выполнила студентка 3 курса, вечернего отделения Орлова Елена.
Развитие фонетических навыков речи. Место и роль фонетических навыков в обучении ИЯ Место и роль фонетических навыков в обучении ИЯ Содержание обучения.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Дидактические и методические принципы развития слухового восприятия. Prezentacii.com.
Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства.
Транксрипт:

Формирование произносительных и интонационных навыков у учащихся при обучении иностранному языку

Место и роль произносительных навыков в обучении иностранному языку Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, как интонационно оформлены модели. В естественной языковой среде это происходит одновременно, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание

Процесс формирования произносительного навыка проходит несколько стадий. 1. Восприятие - создание правильного звукового ( слухового ) образа. 2. Дифференциация – осмысление, различение признаков звука. 3. Имитация – закрепление речедвигательных образов речевой единицы. 4. Изолированная репродукция - закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления. 5. Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления

Произносительные навыки 1. Ритмико - интонационные навыки предполагают знания ударения и интонаций, как логических, так и экспрессивных. Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от человека, для которого этот язык является родным. 2. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем слов, смысловых синтагм, предложений и т. д. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цели обучения произносительной стороне речи Согласно методике И. Л. Бим, обучение произносительной стороне речи - это овладение слухо - произносительной стороной говорения и чтения, а именно : умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха ; навыками произношения, т. е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой немецкого языка, способами интонирования развитие внутренней речи ( внутреннего проговаривания ) как психофизиологической основы для внешней речи.

Задачи обучения произносительной стороне речи Формирование слухо - произносительных навыков, т. е. фонемно - правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при восприятии речи других людей ; Формирование ритмико - интонационных навыков, т. е. интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других людей, а также развитие внутренней речи ( внутреннего проговаривания ) как психофизиологической основы для внешней речи.

Подходы к обучению иностранному языку Артикуляторный подход. И. А. Грузинская и К. М. Колосов. Основные положения : 1. Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков. А для этого необходим вводный фонетический курс. 2. Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности. 3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука. 4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Основные этапы работы со звуком. 1. Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука. 2. Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение. 3. Артикулирование, или собственно произнесение звука. 4. Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение. 5. Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях ( при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов ).

«+» и «-» Артикуляторного подхода «+» создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание. «-» подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, на частоты навыков при этом не дают. При переходе от одного звука к другому наступает деавтоматизация навыка, что особенно очевидно при обучении экспрессивной речи.

Акустический подход Упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придается большое значение.

«+» и «-» Акустического подхода «+» В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. За один – два месяца слушатель подобных курсов осваивает разговор на язык, чтобы уметь выжить в стране изучаемого языка «-» Умение говорить почти без акцента, и умение понимать беглую речь является частью фонетического навыка, но обеспечить их в полном объеме за столь короткий срок практически невозможно. Для начальной школы в чистом виде этот подход не годиться.

Дифференцированный подход Использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснение способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Этот подход характерен для большинства школ и других учебных заведений

Особенности формирования фонетических навыков Начальный этап обучения ин. языку - формирование не только слухо - произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней навыков и умений Система упражнений : 1. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости Пример : Услышав нужный звук в слове, дети хлопают или поднимают руку и т. д. Слова могут быть знакомыми и незнакомыми. 2. Упражнения на воспроизведение Пример : Хоровое или индивидуальное проговаривание

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Цель фонетической зарядки : предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико - интонационных ; отработка фонетических навыков, которые по какой - либо причине оказались недостаточно сформированными. Содержание фонетической зарядки : чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок ; чтение сложных в фонетическом отношении частей предложений, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с начала или с конца ; слушание с целью определения ошибок ; распознавание диалектов ; определение отношения к чему - либо по интонации ; произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи ; повторение в паузу ; повторение синхронно за диктором / учителем, товарищем ; узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение.

Место фонетической зарядки на уроке У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще не бывает лишней. Пример фонетической зарядки : 1. Прочитайте следующие слова, где данный звук встречается в различных сочетаниях в начале, в середине ив конце слов, передаётся различными буквосочетаниями. Цель : обратить внимание на звуко - буквенные соответствия и собственно артикулирование данного звука в различных положениях, автоматизировать его произношение, вспомнить значения слов и обратить внимание на то, как неверное произношение слов может изменить смысл. Пример : Sing singing win-wing rink-ring Sang ringing sin-sing bank-bang Song banging thin-thing fun-fung Finger uncle ban-bang winking-winging Stronger anger pin-ping sunk-sung

2. Повторите данные предложения вслед за диктором или учителем. Постарайтесьзапомнить их для выполнения последующего задания. Цель : дальнейшая тренировка данного звука, но уже в связном контексте на уровне предложения.. Пример : Nothings wrong ( Всё в порядке ) Things are mending ( Дела поправляются ) Everythings going wrong ( Всё идёт вкривь и вкось ) We are getting things moving ( Дело пошло ) 3. Работая в быстром темпе, попытайтесь отреагировать на одну и ту же реплику учителя. Цель : уйти от формального повторения ничего не значащих фраз, внести элемент неожиданности и соревнования. Пример : How is everything?How are you doing?( Как дела ?)

Спасибо за внимание !

Тест на усвоение темы 1. На какие 2 большие группы можно разбить произносительные навыки ? А ) ритмико - интонационные и слухопроизносительные Б ) слухопроизносительные и аудитивные В ) слуховые и интонационные 2. Основные теоретические положения какого подхода были разработаны учёными - лингвистами И. А. Грузинской и К. М. колосовым А ) Дифференцированный Б ) Артикуляторный В ) Акустический

3. Какой поход не целесообразно использовать в чистом виде в начальной школе ? А ) Артикуляторный Б ) Дифференцированный В ) Акустический 4. На каких этапах обучения можно использовать фонетическую зарядку ? А ) на всех Б ) на начальном В ) при формировании лексических навыков

5. Какие знания предполагают ритмико - интонационные навыки ? А ) знание фонем Б ) знание ударений и интонем В ) знание смысловых синтагм 6. Какие анализаторы участвуют при обучении произношению ? А ) рече - двигательный Б ) слуховой и зрительный В ) все

7. Как проходит Процесс формирования произносительного навыка А ) поэтапно Б ) через восприятие В ) через комбинирование 8. Какие навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях ? А ) аудитивные Б ) собственно произносительные В ) ритмико - интонационные

9. Что представляет собой обучение произносительной стороне речи, согласно методике И. Л. Бим ? А ) формирование слухо - произносительных навыков Б ) формирование ритмико - интонационных навыков В ) овладение слухо - произносительной стороной говорения и чтения 10. Какой подход характерен для большинства школ и других учебных заведений ? А ) Дифференцированный Б ) Артикуляторный В ) Акустический