Методы воспитания Составлено на основе программ: к.п.н., доц. Нечаева М.П. и к.п.н., доц. Маленковой Л.И. Метод воспитания – это «инструмент» прикосновения к личности. Макаренко А.С. Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами. Лизинский В.
Метод воспитания – способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника.
Методы воспитания Методы убеждения - направлены на рациональную сферу отношений Стимулирующие (возвратно- оценочные) - влияние на эмоционально- волевую сферу отношений учащихся Методы организации жизни и деятельности учащихся - влияние на поведенческо- деятельностную сферу формирующихся отношений
индивидуальная беседа дискуссия Убеждени е
Поощрение - одобрение - похвала - благодарность - награда - ответственное поручение - поцелуй близкого - моральная поддержка в трудной ситуации - проявление доверия и восхищения, заботы и внимания - прощение за проступок Возвратно-оценочные методы воспитания Наказание - замечание - выговор - общественное порицание - отстранение от важного дела - моральное исключение из общественной жизни - сердитый взгляд воспитателя - осуждение - возмущение - упрек или намек - ироническая шутка
Методы организации жизни и деятельности учащихся педагогическое требование приучение упражнение пример Создание воспитывающих ситуаций
Воспитательные средства знаковые символы материальные средства способы коммуникации коллектив (социальная группа) мир жизнедеятельности воспитанника технические средства культурные ценности (книги, произведения искусства)
ПРИРОДА Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРА ДЕЛО ОКРУЖАЮЩИ Е ЛЮДИ Точки опоры воспитателя
Приемы воспитательного воздействия - авансированное доверие - великодушное прощение - компромисс - опора на положительное в человеке - оставление наедине с собой - подкрепление положительного - ситуация успеха - «я»-сообщение - «ты»-сообщение - контакт глаз - тонкий намек
Воспитательные технологии - гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (идеал воспитание – самовоспитание); - трудовое воспитание по системе А.С. Макаренко (труд – основа формирования личности); - технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
Виды деятельности учащихся - познавательная; - художественно-эстетическая; - спортивно-оздоровительная; - трудовая; - шефская; - информационная и т.д.
Виды деятельности учащихся (познавательная; художественно-эстетическая; спортивно-оздоровительная; трудовая; шефская; информационная и т.д.) Приемы (авансированное доверие, великодушное прощение, компромисс, опора на положительное в человеке, оставление наедине с собой, подкрепление положительного, ситуация успеха, «я»-сообщение, «ты»-сообщение, контакт глаз тонкий намек) Методы (убеждение; возвратно-оценочные методы; методы организации жизни и деятельности учащихся) Воспитание – это отношение к: природе; окружающим людям; труду; культуре; себе самому как наивысшей ценности Субъекты воспитательного процесса: учащиеся; учителя-предметники; классные руководители; педагоги доп.образования администрация ОУ
Должностные обязанности классного руководителя Организация внеучебной деятельности классного коллектива Организация учебной работы классного коллектива Изучение личности учащихся Работа с родителями
Формы работы субъектов образовательного процесса - праздники (день знаний, день города, новый год, день учителя, 8 марта и т.д.); - классный час; - день открытых дверей; - родительское собрание; - совещание классных руководителей (м/о классных руководителей); - совещание учителей-предметников; - школьное самоуправление; - акции милосердия, дни добрых дел, посещение ветеранов войны; - дни творчества (концерты для учащихся и учителей школы); - интеллектуальный марафон;
Формы работы субъектов образовательного процесса - выставки; - летний лагерь; - проверка журналов классных руководителей; - педсовет; - открытый урок; - заседания кафедр (предметных методических объединений); - конференция; - тестирование; - выпуск общешкольной газеты; - ярмарка; - собрания родительского комитета; - выпуск календаря знаменательных дат; - экзамены; - награждение педагогов; - организация участия учащихся в классных и школьных делах; - привлечение родителей к выработке единых подходов к воспитанию учащихся; консультации.