Общее недоразвитие речи и своеобразие мыслительной деятельности умственно- отсталых школьников Общее недоразвитие речи и своеобразие мыслительной деятельности умственно- отсталых школьников Трудности социально-трудовой адаптации учащихся с недостатками интеллекта Трудности социально-трудовой адаптации учащихся с недостатками интеллекта Недостаточная разработанность системы уроков по развитию письменной речи в специальной коррекционной школе Недостаточная разработанность системы уроков по развитию письменной речи в специальной коррекционной школе
Логический анализ текста Логический анализ текста Составление плана к тексту Составление плана к тексту Подбор заголовка к тексту, отражающего суть Подбор заголовка к тексту, отражающего суть Построение устного пересказа текста Построение устного пересказа текста Выделение в тексте главного Выделение в тексте главного Языковой анализ текста Языковой анализ текста
Составление рассказа по опорным словам Составление рассказа по сюжетным картинкам Подчеркивание при помощи вопросов, смысловых связующих мест рассказа Составление картинного плана к рассказу Постановка обобщающих вопросов, позволяющих осмыслить содержание после разбора его на части Выявление основных мыслей в каждой части рассказа и нахождение связи между ними Уточнение порядка событий в рассказе в соответствии с планом
Разработать и апробировать Разработать и апробировать систему уроков, направленную на формирование у учащихся навыков письменной речи
Процесс формирования навыков написания письменного изложения текста у учащихся старших классов Процесс формирования навыков написания письменного изложения текста у учащихся старших классов
Система уроков, направленная на формирование полного и последовательного изложения изучаемого текста Система уроков, направленная на формирование полного и последовательного изложения изучаемого текста
Использование разработанной системы уроков будет способствовать формированию у учащихся последовательной письменной речи и развитию общения со сверстниками Использование разработанной системы уроков будет способствовать формированию у учащихся последовательной письменной речи и развитию общения со сверстниками
Методологическая основа Практическая значимость Теоретическая новизна
Методы исследования Изучение и анализ литературы Педагогический эксперимент Проектирование уроков Диагностика Педагогические наблюдения
Поисково-теоретический Опытно- экспериментальный Заключительно-обобщающий
Выбор темы Выбор темы Подбор и анализ литературы Подбор и анализ литературы Определение проблемы, цели, объекта, предмета Определение проблемы, цели, объекта, предмета Выдвижение гипотезы Выдвижение гипотезы
постановка целей и задач эксперимента постановка целей и задач эксперимента проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов обработка и систематизация материала обработка и систематизация материала формулировка выводов формулировка выводов
Урок 1. Тема: «Три склонения имен существительных». Задание: выписать из рассказа существительные 1,2,3 склонения Урок 2. Тема: «1 склонение имен существительных. Именительный падеж». Задание: найти в рассказе предложения, где существительные 1 склонения стоят в Именительном падеже, выписать предложения, сделать грамматический разбор. Урок 3. Тема: «1 склонение имен существительных. Родительный падеж». Задание: составить и записать 3 предложения с существительными 1 склонения, употребив их в Родит. падеже Урок 4. Тема: «1 склонение имен существительных. Дательный падеж». Задание: найти и выписать предложение с однородными членами, найти слова с безударными гласными, подобрать проверочные слова. Урок 5. Тема: «1 склонение имен существительных. Винительный падеж». Задание: составление предложений с отобранными словами, употребленные в Именительном, Родительном, Дательном, Винительном падежах. Урок 6. Тема: «1 склонение имен существительных. Творительный падеж». Задание: дан текст, в котором включены разобранные слова предыдущих уроков, подобрать проверочные слова и вспомнить соответствующие правила. Урок 7. Тема: «1 склонение имен существительных. Предложный падеж». Задание: комментированное письмо со знакомыми существительными из рассказа.
Констатирующий Формирующий Контрольный
Констатирующий – диагностика сформированности умений и навыков полного и подробного изложения изучаемого текста Формирующий – апробация системы уроков, направленная на формирование навыков написания письменного рассказа – апробация системы уроков, направленная на формирование навыков написания письменного рассказа Контрольный – анализ эффективности проделанной работы
Ф.И. уч-сяРезультат выполненной работы (1-5 баллов) Общее кол-во баллов Сформиро ванность умений и навыков Полнота изложен ия Правильнос ть изложения Последовател ьность изложения Орфографическ ое оформление КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС Бобов М не сформ. Вахрушева Н сформ.частично Иванова К не сформ. Иванова В не сформ. Качева К сформ. частично Свистов С не сформ. Ситникова Н не сформ. Пинигин Т сформ. частично Рамазанов Д сформ. частично Шатаев Д не сформ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС Пальянова М не сформ. Свистов В не сформ.
Результаты диагностики в диаграммах (констатирующий этап)
Ф.И. уч-сяРезультат выполненной работы (1-5 баллов) Общее кол-во баллов Сформиро ванность умений и навыков Полнота изложен ия Правильност ь изложения Последовател ьность изложения Орфографическ ое оформление КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС Бобов М не сформ. Вахрушева Н сформ.частично Иванова К не сформ. Иванова В не сформ. Качева К сформ. частично Свистов С не сформ. Ситникова Н не сформ. Пинигин Т сформ. частично Рамазанов Д сформ. частично Шатаев Д не сформ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС Пальянова М сформ. частично Свистов В сформ. частично
Результаты диагностики в диаграммах (контрольный этап)
Динамика формирования умений и навыков полного и подробного изложения изучаемого текста у уч-ся контрольного класса
Динамика формирования умений и навыков полного и подробного изложения изучаемого текста у уч-ся экспериментального класса
Формирование умений и навыков письменного изложения текста Формирование умений и навыков письменного изложения текста Повышение качества успеваемости Повышение качества успеваемости Формирование положительных мотивов к выполнению письменного изложения Формирование положительных мотивов к выполнению письменного изложения Развивающаяся социальная адаптация в условиях современного общества Развивающаяся социальная адаптация в условиях современного общества
1.Экспериментальная работа показала, что учащиеся коррекционной школы затрудняются в точном, полном и последовательном изложении текстов, в правильном построении предложений. Эти затруднения у школьников 1 и 2 групп неоднородны. 2. Для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы: - Проведение рассредоточенной во времени подготовительной лексико-синтаксической работы во всех классах, осуществляемой на уроках русского языка - Использование модифицированной традиционной методики проведения изложений с учетом психофизических особенностей умственно-отсталых школьников - Предоставление учащимися при написании изложений различной меры самостоятельности в зависимости от степени обучения.
3. Обучающий эксперимент показал, что учащиеся экспериментального класса по сравнению с контрольным классом полнее, правильнее и последовательнее передавали содержание текста. Словарный состав их предложений оказался более разнообразным и адекватным оригиналу, чем работы учащихся контрольного класса.
Таким образом, доказана необходимость проведения перед письменным изложением рассредоточенной подготовительной работы, направленной не только на повторение, но и на предупреждение и устранение тех трудностей, которые обычно возникают в ходе письменных пересказов.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учебник для студентов дефектологического факультета. – Москва, Центр. ВЛАДОС, Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка. – Москва, Просвещение, Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль, Академия развития, Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – Москва: Флинт и Наука, Катаева А.А., Стреблева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых школьников. – Москва, Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. – Москва, Рубинштейн С.Л. Психология умственно-отсталого школьника. – Москва, Просвещение, 1979.