«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной бескорыстной любви». Урок литературы в 11 классе Учитель: Таранова В.А.
Эпиграф: Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья. А.И.Куприн Любви неугасающее чудо Оно живёт и правит на земле – Из всех чудес единственное чудо. Ю. Огнев - Объясните смысл эпиграфа.
Творческое задание в группах Слово «любовь» ассоциируется с разными картинами. Попробуйте на бумаге изобразить любовь. Защита своих изображений
Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами? Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?
Прочтите сонет И.Л. Сельвинского «Венок сонетов». Бывал влюблённым я, но не любил. Любовь? Не знаю имени такого. Я мог бы описать её толково, Как это мне Тургенев объяснил. Или блеснуть цитатой из Толстого, Или занять у Пушкина чернил… Но отчего – шепну лишь это слово, И за плечами очертанья крыл? Но крылья веяли, как опахала. Душа моя томилась и вздыхала, Но паруса не мчали сквозь туман. Ничто, ничто меня не чаровало. И хоть любовь – безбрежный океан, Ещё мой брег не трогался с причала.
- Какие чувства вызывает этот сонет? - «Любовь» и «влюблённость»: чем отличаются эти понятия? - Как любовь преображает героя? - Объясните смысл метафоры «любовь – безбрежный океан». - Напишите, какие ассоциации у вас вызывают слова «влюблённость», «любовь» (работа в группах). - Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше? - Любовь без взаимности: счастье или трагедия? - Какими качествами обладает любящий человек? - Существует ли идеальная любовь? Какая она? - Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?
Разграничьте эти понятия: любовь – страсть; любовь – жалость; любовь – привычка; любовь- поклонение. Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?»(5 мин.)
Перед вами высказывания героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте своё мнение. Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?» Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ». Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».
Домашнее задание Знать содержание рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; выяснить, какую роль играет пейзаж в начале рассказа; отметить в тексте высказывания героев о любви.