Тема урока: Роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: история создания, проблематика, образы, жанр Подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 с.Чермен» Тотрова Зоя Ильинична
ТОЛСТОЙ РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК И ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА. М. ГОРЬКИЙ ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО ПИСАТЬ, КАК ТОЛСТОЙ, И ЗАСТАВИТЬ ВЕСЬ МИР ПРИСЛУШАТЬСЯ! Т. ДРАЙЗЕР
ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». 1825г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». 1812г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонопартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» »
1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)
« Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»
Проблематика романа Курс проблем романа очень широк. Это и роль отдельных личностей в военных событиях и в истории, и картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года. Курс проблем романа очень широк. Это и роль отдельных личностей в военных событиях и в истории, и картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года. Наряду с историческими проблемами в романе раскрыты и актуальные вопросы о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Наряду с историческими проблемами в романе раскрыты и актуальные вопросы о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др.
Образы романа «Война и мир» «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!» Критик Н.Страхов Критик Н.Страхов
Основной художественный приём Толстого – принцип сопоставления и противопоставления
Принцип сопоставления и противопоставления САЛОН А. П. ШЕРЕР ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ
ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ
Андрей Болконский Ведь что же слава? Та же любовь к другим желание сделать для них что- нибудь, желание их похвалы. Чтобы не для меня одного шла моя жизнь. Л. Толстой
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого Я решительно не знаю, что это за девушка: я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что про неё можно сказать. Л. Толстой Л. Толстой Из каких неуловимо-тонких и разнообразных оттенков духовно-телесной жизни соткан этот «чистейшей прелести чистейший образец». Подобно пушкинской Татьяне воплощает она как бы музу поэта, отражает его собственное лицо в зеркале вечно женственного. Д. Мережковский Д. Мережковский
Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Л.Н. Толстой «Война и мир» Л.Н. Толстой «Война и мир»
Жанр романа «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л.Н. Толстой) «…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная». (Н. Страхов) «Оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов». (И.С. Тургенев)
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман – эпопею». Признаки романа: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера. Признаки эпопеи – тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание, патриотизм, прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально – историческому обобщению. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.
Итог урока. Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам). Домашнее задание: 1.Пересказ лекции и материалов учебника с Подготовиться к беседе по т.1, ч.1-3 Спасибо за внимание!