Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
Принципы региональной образовательной политики Соответствие федеральной образовательной политике, приоритетным направлениям развития российского образования; Обеспечение равных возможностей для всех граждан, проживающих на территории Томской области, на получение качественного общего образования; Создание условий для инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов, направленной на решение задач воспитания, достижение современного качества образования и эффективное использование ресурсов системы образования; Ориентация образовательных программ на реализацию научно-технического потенциала области; Создание условий для развития вариативной, открытой системы общего образования, способной учитывать индивидуальные запросы обучающихся и социальные запросы в сфере образования.
Из методических рекомендаций «Региональный учебный план на 2013/2014 учебный год…» «Региональный компонент, представленный инвариантной частью, т.е. обязательной для реализации всеми образовательными учреждениями Томской области, реализующими программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, может быть представлен программами, учитывающими особенности экологии, географии, энергоресурсы, экономическое развитие региона (по усмотрению ОУ), например, курсы: «Эколого-образовательная модель «Мирный атом», «География Томской области», «Основы проектной деятельности», «Робототехника», курсы, направленные на развитие инженерно- технического мышления и т.п.)»
Возможности использования курса Региональный компонент Внеурочная деятельности
Соответствие УМК «Мирный атом» требованиям ФГОС Основные образовательные ориентиры Тип образовательного взаимодействия Инициативное опробирование освоенных способов в полипредметных задачных контекстах. Углубленное и развернутое освоение новой научной предметности в режиме самостоятельного исследования. Качество присвоения способов действия Функциональный уровень освоения способа действия (ориентация на границы способа и поле его осмысленных применений). Сформированность учебной деятельности Развернутая рефлексия на ключевые понятия (модели) в рамках новой предметной области. Сформированность теоретического мышления Преобразование содержательных оснований действия (принципа, модели) в соответствии с изменением условий.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от пассивной формы усвоения знаний к включенности в деятельность.
Основные «кирпичики» для конструирования УМК «Мирный атом» Возрастные особенности подростка Деятельностный подход Цели и задачи УМК Организация деятельности учебный гипертекст образное раскрытие содержания учебника рубрикация текста, шрифтовое выделение главных мыслей и ключевых понятий Учебная деятельность Проектная деятельность Учебно- исследовательска я деятельность Информационно-образовательная среда «умного учебника» как базовое условие Учебно- предметные компетентности Социальная практика Ключевые компетентност и Социальный опыт (социализация ) Система оценивания
Комплексный подход к оценке результатов образования Надпредметные результаты (компетентности, исследовательские и коммуникативные способности и пр.) конкретизируются через предметные достижения, так что успешность освоения предмета оценивается именно по тому, насколько на предметном материале обучающийся может продемонстрировать именно надпредметную оснащенность
Критерии оценки проектной, исследовательской, экспериментальной работы Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Портфель достижений обучающихся (демонстрирующая динамика) становления устойчивых познавательных интересов учащихся, в том числе сопровождающиеся успехами в образовательной области; формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
Спасибо за внимание!