© ООО ОБРАЗ (495) Разработка и защита на Совете Директоров предприятия бизнес-концепции Корпоративного Университета Марат Удовиченко Консалтинговая компания ОБРАЗ
© ООО ОБРАЗ (495) Описание ситуации: Руководство компании не слышит, Служба обучения не понимает Анализ причин сложившейся ситуации Проверенные жизнью средства для исправления ситуации Бизнес план, как основное средство для бизнес коммуникации Применение концепции бизнес плана к ситуации разработки концепции Корпоративного Университета Методология разработки бизнес-концепции Корпоративного Университета Концепция разработана, что дальше? Методология внедрения / продвижения / согласования разработанной бизнес-концепции Корпоративного Университета Жизнь по концепции, или страсти по KPI | BSС | MBO и т.п. Коммуникация, Коммуникация и еще раз Коммуникация! Содержание
© ООО ОБРАЗ (495) Описание ситуации К сожалению это не для нашего Руководства Все наши интересные идеи отвергаются Там, всё равно ничего не услышат Им нужно только создать видимость У нас уже опустились руки Мы устали постоянно что-то доказывать Куча согласований, бюрократия, совок Это не для наших сотрудников / людей Нет инициативы снизу! Все проекты вязнут, как в болоте Им нужно только отсидеть рабочий день Я устал всем всё объяснять Бьюсь как рыба об лёд Любая инициатива вязнет в непонимании
© ООО ОБРАЗ (495) Описание ситуации Наше руководство вообще не думает об обучении Они думают, что набирать надо уже готовых Сколько ни говорим об управленческом обучении.. Они хотят только получать отчеты и ничего не делать Мы нашли классного тренера, а они … Как мы выстроим систему обучения, если они сами … Каждый тренинг надо согласовывать пол года Представьте нашего сантехника за партой Они сами ни чему не хотят учиться Пришли, отсидели курс, ушли Ничто из курсов не используется, зачем учили? Сколько ни учим, всё без толка – Аллё Тут их технике безопасности научить, а вы … Потратили деньги, обучили, часть уволилась, а оставшиеся, … лучше бы они тоже уволились В контексте обучения и развития
© ООО ОБРАЗ (495) Анализ причин Факт: Налицо отсутствие взаимопонимания Возможные причины: Стороны говорят на разных языках ( китайском и уругвайском ) Разные точки (углы, ракурсы, положения) обзора (зрения) Разный опыт Разное образование Разный тип мышления Разный темперамент Разная культура Возникает вопрос: Как мы еще вообще друг друга понимаем?
© ООО ОБРАЗ (495) Проверенные средства Выучите язык бизнеса Научитесь слушать, слышать и понимать Прислушивайтесь к чужому опыту (то есть учитесь на чужих ошибках) Используйте знания ваших коллег Тестируйте идею критикой коллег Распределяйте сотрудников с разным темпераментам по разным участкам проекта Используйте для коммуникации сотрудников с соответствующей культурой Начните – с улыбки, или даже рассмейтесь: осмеянное зло теряет свою негативную силу
© ООО ОБРАЗ (495) Проверенные средства язык бизнеса Запомните основой постулат менеджера: плохих начальников и подчиненных не бывает! Старое проверенное средство – Книги Другое проверенное средство – Наставничество Обучение на бизнес курсах: Менеджмент, Маркетинг, Финансы Еще: Игры бизнес-симуляторы Организуйте корпоративный бизнес клуб Постройте корпоративную бизнес школу Участвуйте в реальных бизнес проектах!
© ООО ОБРАЗ (495) Проверенные средства Научитесь общаться Методическое указание: Замените слово ребёнок на (по ситуации): Начальник, Муж, Коллега, Подчиненный, и действуйте! Активное слушание Пассивное слушание Я, Ты сообщения и так далее
© ООО ОБРАЗ (495) Проверенные средства Чужой опыт, чужие знания Методическое указание: Старайтесь всегда прийти к ситуации: ВЫИГРЫШ - ВЫИГРЫШ! Опыт команды всегда богаче опыта её Лидера Не стесняйтесь попросить помощи Обязательно оказывайте её сами Заинтересовывайте коллег проектом
© ООО ОБРАЗ (495) Проверенные средства Критика Методическое указание: Пользуясь моментом договоритесь о встрече, На которой получите подробную консультацию. Используйте навыки активного и пассивного слушания Помните, что критикующий, как правило, хочет помочь Благодарите за критику Уточняйте: правильно ли вы поняли
© ООО ОБРАЗ (495) Проверенные средства Темперамент, Культура t
© ООО ОБРАЗ (495) Бизнес план Основное средство бизнес коммуникации Способ Упорядочивания и структуризации Способ Донести свои мысли Способ получить конструктивную обратную связь Способ – не упустить ничего важного Руководство к действию и контролю Стандартный принимаемый всеми подход
© ООО ОБРАЗ (495) БИЗНЕС Бизнес план Отличия от традиционного подхода HR-специалистов Переход к другой парадигме
© ООО ОБРАЗ (495) Применение концепции Бизнес плана К ситуации с обучением Название Управленческое резюме Исследование Анализ: Анализ Миссии и Целей Анализ Стратегий Анализ Портфеля услуг Анализ Потребителей Анализ Конкурентного окружения Анализ Дальнего окружения Анализ Маркетинговой смеси Анализ ресурсов Необходимые расчеты Выводы Концепция: Описание бизнес идеи Описание Портфеля услуг Описание плана Маркетинга Описание организации и логистики Описание организационной структуры Описание стратегий План дел Бюджет 1.Анализ Бизнеса на предмет необходимости обучения персонала 2.Использование имеющегося бизнес инструментария для анализа 3.Привлечение ТОПов 4.Привлечение ключевых специалистов 5.Разработка концепции СКОР 6.Разработка концепции КУ 7.Использование технологий управления изменениями 8.Взгляд СВЕРХУ от Бизнеса 9.Выбор и использование только тех из возможностей по обучению, которые поддерживают стратегию бизнеса 10.Защита на бизнес совете
© ООО ОБРАЗ (495) Методология разработки Бизнес-концепции Корпоративного Университета
© ООО ОБРАЗ (495) Система корпоративного обучения и развития персонала: Комплекс учебных и развивающих персонал Компании курсов, программ, мер, методик, организационных решений, структур управления, правил, процедур, технологий и т.п. служащих Целям и Задачам Компании, и делающих их эффективно достижимыми. Корпоративный учебный центр / Университет: Учебно-методическая и, возможно, научная база по реализации системы корпоративного обучения и развития персонала; Генеральный подрядчик (исполнитель) для Компании в процессе развития и обучения персонала. Служба персонала Компании: Служба Компании, олицетворяющая функцию Генерального Заказчика корпоративного обучения и развития персонала. В рамках этой службы – Отдел обучения и развития – отвечает за выстраивание и функционирование Системы корпоративного обучения и развития персонала Компании. Потребители (корпоративного) обучения: Под потребителями корпоративного обучения, точнее результатов этого обучения, я буду понимать: Как Обучаемых и их непосредственных руководителей; Так и средний, и высший менеджмент Компании Определения
© ООО ОБРАЗ (495) Ролевая структура Отдел Обучения Служба Персонала Компания Корпоративный Учебный центр Внешний УЦ Бизнес школа Институт консультант
© ООО ОБРАЗ (495) Система Корпоративного Обучения и Развития versus Корпоративный Учебный Центр СКОР Система (алфавит, аксиомы, правила, теоремы) Взгляд со стороны Заказчика Максимальное соответствие целям и стратегиям Компании КУЦ / КУ Производственная и методическая база Взгляд со стороны Исполнителя Возможно НЕполное соответствие целям и стратегиям Компании
© ООО ОБРАЗ (495) Качество - это попадание измеряемых параметров в заданную область Граница качества =...
© ООО ОБРАЗ (495) Эффективность - это отношение Результативности к Экономичности ресурсы Результат(ивность) Более эффективно, чем Уровень идеального результата Так как, Расходует меньше, Достигает большего! Экономичность,
© ООО ОБРАЗ (495) ПРИМЕР: КАЧЕСТВО Обучения с двух точек зрения С точки зрения Учебного Центра КАЧЕСТВО обучения С точки зрения СКОР Анкета Сравнение с образцом 3Е Киркпатрик Сравнение с образцом 3Е (Результативность) ISO Качество процесса Качество результата А есть ещё точки зрения?
© ООО ОБРАЗ (495) Связь ЖЦ Компании и задач СКОР / КУ – делай как я, наставничество, самообучение. 2 – массовое обучение, растет рынок, растет бизнес, нужен свой КУЦ! его ТИП? 3 – стратегическое обучение, УКР, КРС, КРР, HiPo, МолСпецы, Корпоративный МВА. (нужен свой КУ!!!) 4 – оптимизация издержек, инвестиции в стратегию.
© ООО ОБРАЗ (495) Принятие решения: Набирать / Обучать Количество сотрудников Расходы На обучение На сотрудника N Метод Сопутствующих издержек набор обучение
© ООО ОБРАЗ (495) Схема бизнес анализа
© ООО ОБРАЗ (495) Таблица Миссии и Ценностей Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Как отражено отношение к обучению сотрудников в Миссии Компании? Что является основной ценностью для Компании? Как влияет Квалификация и Компетентность Персонала на: - Область Бизнеса Компании? - Качество предоставляемых услуг и производимых товаров? - Территориальность Бизнеса? - На ценность производимых продуктов для Потребителей? РЕЗЮМЕ
© ООО ОБРАЗ (495) Анализ Целей
© ООО ОБРАЗ (495) Таблица целей Что? Когда?
© ООО ОБРАЗ (495) Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Как в организационной структуре отражена функция обучения? Как обучение отражено в должностных инструкциях сотрудников? Как соотнесены Компетенции и Требования к должностям и Обучение? Как связаны Система грейдов и Обучение? KPI и Обучение? MBO и Обучение? Как связаны Карьера и Обучение? Как соотносятся кадровые процедуры и учет, и Обучение? Как отражено отношение к Обучению в Трудовых договорах (коллективных Договорах)? РЕЗЮМЕ Анализ (Орг.) Структуры
© ООО ОБРАЗ (495) Маркетинговая смесь (7р): Product (Продукт) Promotion (Продвижение) Place (Поставки (Место)) Price (Продажи (Цена)) Personnel (Персонал) Process (Процесс) Partners (Партнёры) Обученный персонал – качественный продукт Имидж – вложения в персонал, забота, конкурентоспособность Использование местных ресурсов – по- вышение качества при миним. издержек Повышение эффективности продаж Дополнительная мотивация, командный дух, корпоративные стандарты Облегчение переходов к новым процессам и технологиям Обучение партнеров Анализ Бизнеса - Маркетинговая смесь
© ООО ОБРАЗ (495) (1) Сущность товара / услуги (2) Фактический товар / услуга (3) Добавленный товар / услуга И где здесь ОБУЧЕНИЕ? Трехуровневый анализ продукта
© ООО ОБРАЗ (495) Как связано обучение персонала и УДТ (УДУ)? это свойства и достоинства товара (услуги), отличающие его от товаров (услуг)-конкурентов. Смысл выявления УДТ (УДУ) состоит в том, чтобы сделать товар более привлекательным для потребителя по сравнению с товаром конкурента. НЕОБХОДИМО сообщить потребителю об УДТ (УДУ) Анализ бизнеса: УДТ и УДУ
© ООО ОБРАЗ (495) Есть взаимосвязь между обучением и целевым сегментом потребителей? СЕГМЕНТ - группа существующих и потенциальных потребителей, обладающих рядом общих характеристик, на основе которых можно объяснить (и предсказать) их ответную реакцию на рыночные стимулы поставщика Т.е. Сегмент представляет собой группу потребителей, имеющих сходные потребности Анализ бизнеса: Целевой сегмент ЦЕЛЕВОЙ сегмент – основной, главный сегмент потребителей
© ООО ОБРАЗ (495) Есть взаимосвязь между обучением и целевой аудиторией? Анализ бизнеса: Целевая аудитория Целевая АУДИТОРИЯ – основной, главный сегмент участников рынка, до которых нужно донести информацию о качествах товаров и услуг компании
© ООО ОБРАЗ (495) Анализ бизнеса: Цепочка ценностей (Porter, 1985) Как влияет обучение и развитие?
© ООО ОБРАЗ (495) Обучение и Бизнес компании Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Как соотносятся обучение и Отраслевая специфика бизнеса Компании? Как соотносятся обучение и Особенности самой Компании? Как соотносятся обучение и Маркетинг Компании? Как соотносятся обучение и Товары Компании? Как соотносятся обучение и Услуги Компании? Как соотносятся обучение и Целевой сегмент (аудитория) потребителей Компании? Как соотносятся обучение и Производство? РЕЗЮМЕ
© ООО ОБРАЗ (495) Обучение и Менеджмент компании Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Стиль менеджмента Компании и Обучение? Культура менеджмента Компании и Обучение? Корпоративная Культура и Обучение? Процессы планирования, контроля и отчетности и Обучение? Процессы принятия решений и Обучение? Влиятельность служб и сотрудников на Обучение? История и традиции обучения в Компании? РЕЗЮМЕ
© ООО ОБРАЗ (495) Уровень Компании Уровень бизнес направления Уровень Подразделения - Направление декомпозиции - Направление отчетов и ОС Как отражена стратегия обучения на различных уровнях стратегий Компании? Как организовано взаимодействие уровней? Какому уровню отдан приоритет? Анализ Стратегий
© ООО ОБРАЗ (495) Таблица Стратегий и Тактик
© ООО ОБРАЗ (495) ПОС ПЕР ПОС+ПЕР ДХД N RUR N1 N2 ПР Интервал безопасности ТБ Где здесь ROI =1 ? Анализ Финансовых аспектов
© ООО ОБРАЗ (495) Сопутствующие издержки Это те затраты, которые будут понесены лишь в случае реализации данного проекта. Этих затрат не будет, если проект не будет реализован: + Доход (дополнительный приток денежных средств + избегаемые издержки (то есть те, которые мы не поне сём, если проект будет, но которые мы понесли бы, если бы он не был) - прямые расходы по проекту - упущенный доход (альтернативные затраты), то есть упущение к-л притока денежных средств вследствие принятия проекта.
© ООО ОБРАЗ (495) Обучение и Финансы компании Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Каков Бюджет на обучение? Как он соотносится с нормативами и практиками отрасли? Постоянные и Переменные расходы по обучению? Как соотносятся процессы Бюджетирования и Кадровые процессы и процессы обучения? Лица Принимающие Решения о финансировании проектов по обучению? Точка безубыточности обучения? Точка возврата инвестиций в обучение? ROI? NPV? Альтернативные | Сопутствующие обучению издержки? Совокупная Стоимость Владения обучением (ССВ + Сопутствующие издержки)? РЕЗЮМЕ
© ООО ОБРАЗ (495) Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Распространенность, Доступность и Роль ИТ Технологий? Наличие наукоемких, Дорогих и Опасных Технологий и связь их с Обучением? Сложность и Стоимость используемого оборудования? Необходимость обучения использованию технологий? Сложность обучения использованию технологий? Необходимость регулярного повышения квалификации? Стоимость оборудования для обучения? РЕЗЮМЕ Анализ Технологий
© ООО ОБРАЗ (495) Как соотносится обучение и реальные потребности Персонала? Пирамида Маслова Анализ Персонала
© ООО ОБРАЗ (495) Мотивация и Стимулирование Сергей Корсун "Одна лошадиная сила" Александр Шауров Александр Шауров "Ностальгия" Владимир Кириченко Владимир Кириченко "Жадность рыжего сгубила"
© ООО ОБРАЗ (495) Обучение и Персонал Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Обучение и Кадровая Политика? Обучение и Мотивация (Потребности)? Обучение и Стимулирование? Обучение и выбор: найти или использовать внутренние резервы? Обучение и Карьера? Ситуация с квалифицированным персоналом и прогноз её развития? Программы работы с Персоналом и Обучение? РЕЗЮМЕ
© ООО ОБРАЗ (495) Porter, 1979 Обучения сотрудников Компания: Уменьшает влиятельность Поставщиков, так как: уменьшает монополию поставщиков, уникальность их товаров, поставщик привязывается к фирме из-за квалифицированного персонала. Уменьшает влиятельность Потребителей, так как: понижает соотношение цена/качество в его глазах, повышает имидж Компании Уменьшает влиятельность Новичков, так как: так как повышает стоимостной и квалификационный барьеры, создает различия между продуктами Уменьшает влиятельность Заменителей, так как: повышают качество при более низком соотношении цена/качество, повышает стоимость перехода на заменители. Уменьшает влияние Конкурентов, так как: активизирует влияние Компании, усиливает её имидж, позволяет сосредоточится не на конкурентном, а на спящем рынке. Анализ Конкурентного Окружения
© ООО ОБРАЗ (495) Social Technology Economy Ecology Politic Социальные факторы неполная занятость, совместительство, увеличение числа частных компаний, повышение уровня образованности, старение нации,... Технологические факторы стандарты, компьютеризация, смена поколений техники,... Экономические факторы цены на энергию и другие ресурсы, процентные ставки, курс валюты, налоги, экономический рост или спад, инфляция, развитость банковской системы,.. Экологические факторы влияние партии зеленых, отношение к экологии, стандарты,... Политические факторы антимонопольные, законодательные, налоговые, цикл выборов,.. Проанализируйте, какие STEEP- факторы действуют? STEEP - Анализ
© ООО ОБРАЗ (495) Обучение и Окружение Компании Вопрос Ответ (описание текущего положения дел ) Как Обучение влияет на Потребителей Компании? Как Обучение влияет на Поставщиков Компании? Как Обучение влияет на Конкурентов Компании? Как Обучение влияет на Новичков рынка? Как Обучение влияет на Заменителей? Как взаимосвязаны Обучение и Социальные факторы? Как взаимосвязаны Обучение и Технологические факторы? Как взаимосвязаны Обучение и Экономические факторы? Как взаимосвязаны Обучение и Экологические факторы? Как взаимосвязаны Обучение и Политические факторы? РЕЗЮМЕ
© ООО ОБРАЗ (495) Какие есть? Каких не хватает? Анализ Курсов и Программ ОБУЧЕНИЕ и РАЗВИТИЕ Необходи мое ОБУЧЕНИЕ -по технике безопасности -по требованию государства, нормативов, технологий -по требованию бизнеса Компании -по корпоративной Культуре, правилам, нормам и процедурам,… (мол. Бойца) -привязанное к должности (функциональное) - проектное (то есть в рамках данного проекта) Поддерж ивающее -поддерживающее необходимый уровень квалификации и компетенции -обучение новым внедряемым практикам и технологиям -реактивное (по запросам) Текущее Развиваю щее -согласно тактическим планам, целям, задачам -согласно стандартным карьерным планам развития персонала -индивидуальные планы развития и обучения СТРАТЕГ ИЧЕСКИ Развиваю щее РАЗВИТИЕ -программы работы со Студентами -программы работы с Молодыми Специалистами -программы (УКР, КРС, РКР) Кадрового Резерва (точнее стратегического кадрового резерва) -программы работы с Талантами -программы обучения и индивидуальные планы развития и построения карьеры - Корпоративный МВА, Аккредитованный МВА -Наставничество
© ООО ОБРАЗ (495) Анализ: Должность-Уровень-Обучение-Развитие Должностной уровень Уровень профессионализма ОбучениеРазвитие Менеджер начального уровня Молодой специалист Профессионал Эксперт Гуру Менеджер среднего уровня Молодой специалист Профессионал Эксперт Гуру Менеджер высшего уровня Профессионал Эксперт Гуру ТОП-Менеджер Эксперт Гуру На примере управленческих должностей Связь с Компетенциями – через Уровни профессионализма
© ООО ОБРАЗ (495) SWOT Анализ результатов бизнес потребностей SWOT (O)Возможности:(T) Угрозы: (S) Сильные стороны: S/OS/T (W) Слабые стороны: W/OW/T
© ООО ОБРАЗ (495) Типы СКОР
© ООО ОБРАЗ (495) Типы корпоративных учебных центров
© ООО ОБРАЗ (495) КУ, КИ, КУЦ - в чем разница?
© ООО ОБРАЗ (495) Идеология управления эффективностью обучения БИЗНЕС ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
© ООО ОБРАЗ (495) Концепция управления эффективностью корпоративного обучения
© ООО ОБРАЗ (495) Структура Концепции СКОР - Определение СКОР - Выбор типа СКОР - Формулировка Миссии - Формулировка Целей - Формулировка Стратегий и Тактик - Определение и формулировка потребности в обучении и развитии персонала - Основные идеи ПОЛИТИКИ ПО ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА - Организационная структура СКОР - Должностные инструкции сотрудников СКОР - Мотивационные схемы сотрудников СКОР - Основные правила функционирования - Основные процессы - Распределение областей ответственности - Структура курсов и программ - Компетенции, ЖЦ сотрудника, Должностные инструкции, Грейды и Обучение - Назначение курсов и программ - Методическая и технологическая концепции - Организационная концепция - Качество и Эффективность обучения - Партнеры и Провайдеры - Прогноз функционирования - План дел - Бюджет - ОПЦИОНАЛЬНО: дополнительные материалы
© ООО ОБРАЗ (495)
© ООО ОБРАЗ (495) Структура Концепции КУЦ / КУ - Цели, Миссия, Стратегия - Тип учебного центра и его влияние на УЦ - Концепция Стиля - Орг. Структура и должностные инструкции - Мотивационные схемы - Процессы и Процедуры - Разделение ответственности - Методическая концепция - Техническая концепция - Курсы и Программы КУ - Эффективность обучения - План дел - Бюджет
© ООО ОБРАЗ (495) Концепция разработана Что делать? 1.Утвердить на бизнес совете 2.Начать внедрение ЕСЛИ то теперь Вы Готовы к следующим Шагам!
© ООО ОБРАЗ (495) Методология внедрения / продвижения / согласования Диаграмма поля сил Три этапа проведения Изменения: Lewin, 1951 Размораживание Информиирование (матрица коммуникаций), Вовлечение, Поддержка, Время для привыкания Проведение изменений Изменение, Поддержка и обучение, Мониторинг Замораживание Укрепление приверженности, Наставничество, Узаконивание Как усилить движущие силы? Как привлечь сторонников? Как уменьшить сдерживающие силы? Как уменьшить количество их союзников? Как перевести противников в союзники?
© ООО ОБРАЗ (495) Жизнь по концепции 1.Воспринимайте концепцию как основу, не как догму 2.Изменения в концепцию должны вноситься согласно изменениям в стратегиях компании 3.Всегда согласуйте концепцию с этапами ЖЦ компании 4.Относитесь к концепции как к бизнес плану 5.Чем крупнее компания, тем плодотворнее идея внутреннего рынка 6.Чем крупнее компания, тем больше надо уделять внимания внутреннему PR и Маркетингу 7.Концентрируйте в центре законодательную власть, а в регионы отдавайте исполнительную власть
© ООО ОБРАЗ (495) Коммуникация, Коммуникация, Коммуникация. Предмет коммуника- ции СообщениеАудиторияКаналФормат дата Цель Оценка результа- тивности
© ООО ОБРАЗ (495) Телефоны +7 (495) офис компании +7 (906) по поводу счетов, актов, договоров, Журналу (Мария Школа) +7 (926) по вопросам Консалтинга (Наталья Краснова) +7 (906) по Клубу Директоров учебных центров (Мария Школа) +7 (916) по Журналу (Александра Касаткина) +7 (903) по Каталогу курсов (Ольга Касаткина) +7 (903) по Выставке-Конференции НАОБОРОТ (Наталья Терентьева) +7 (903) по Биз. школе специалистов по обучению (Марат Удовиченко)КонсалтингаКлубуЖурналу Каталогу курсовВыставке-Конференции НАОБОРОТБиз. школе специалистов по обучению WEB-Ресурсы проектов Udovichenko.ruUdovichenko.ru - Корпоративный сайт с информацией о Компании и наших проектах Educational.ruEducational.ru - Клуб Директоров учебных центров и Каталог курсов Corporate-Education.ruCorporate-Education.ru - Сайт Журнала "Корпоративные Университеты" Corporate-Universities.ruCorporate-Universities.ru - Сайт выставки-конференции НАОБОРОТ Educa-BS.ruEduca-BS.ru - Сайт проекта: "Бизнес школа для специалистов по обучению и развитию"