Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС Ушакова Е.Г. ИПОП «Эврика» Улан – Удэ, 22 мая 2013
Основная проблематика выбора формы аттестационной процедуры: Оптимизация: Процедура итоговой аттестации Минимализация средств и упрощение процедуры Без потери содержания и с соблюдением максимальной объективности
Варианты итоговой аттестации: Групповая Индивидуальная Через образовательные события Через задачи Off-line On-line
Семь направлений Филология; Математика и информатика; Естественно-научные предметы; Общественно-научные предметы; Искусство; Технология; Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Три типа задач: Учебно - исследовательская задача; Проектная задача; Художественно-творческая задача.
Учебно - исследовательская задача – описывает некоторое явление, закономерности или факт, формулировка которого содержит противоречие и предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи. Другими словами, это задача, в которой происходит некоторое явление, и ученику необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учеником, как правило, стоят вопросы: «Почему?» и « Как происходит?»
Проектная задача – задача, в которой через систему или набор специально подобранных заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения. Это особый (третий) тип задач, которые могут быть выполнены в ряде предметных областей («Филология», «Искусство» и «Технология»)
Регламенты рассматриваемой модели: 1. Первый этап: Портфолио. С целью определения предметной области для осуществления предпрофильного испытания учащиеся представляют результаты своей учебной работы, где они демонстрирует свою готовность к следующей ступени образования и обосновывают выбор итогового предпрофильного испытания. Объектом оценки является «портфолио» выпускника.
Регламенты рассматриваемой модели: 2. Этап индивидуальной работы На экране компьютера – текст задания. Предлагается выполнить задание индивидуально. После выполнения учащимся текст решения оценивается экспертами.
Параметры оценивания Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информаци онной грамотности коммуникат ивной грамотности Запрос учащегося на недостающие ресурсы (текст на компьютере) Экспертная оценка по оценочным листам (3 эксперта муниципально й комиссии) Различение известного и неизвестног о Оформлени е запроса с использован ием компьютера Понимание текста задания как фрагмента письменной речи
Регламенты рассматриваемой модели: 2.2. Ученик получает для рецензирования работы других учеников. Написанная им рецензия оценивается экспертами по параметрам:
Параметры оценки Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информаци онной грамотности коммуникат ивной грамотности Комментарии учащегося по отношению к иным вариантам решения (текст на компьютере) Экспертная оценка по оценочным листам Понята точка зрения, отличная от собственной (представлено иное, чем в решении отношение объектов) Выявлена точка зрения, отличная от собственной ; Культурно выражено отношение к иному
Регламенты рассматриваемой модели 2.3. Получив рецензии других учеников, ученик вносит изменения в свою работу. Эксперты оценивают внесенные изменения по следующим параметрам:
Параметры оценки Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информационной грамотности коммуникат ивной грамотности Итоговое решение учащегося (первый вариант, если учащимся доработка не проводилась) Экспертная оценка по сформиров анным оценочны м листам Обнаружение учащимся нехватки данных (недоопределенности исходной задачи) - в решении использованы недостающие данные; решение найдено в виде отношения объектов – умение выстроить содержательную гипотезу Соотнесение информации, представленной в разных знаковых формах (в решении использована информация, предложенная в разных знаковых формах); создание итогового сообщения в адекватной задаче знаковой форме Представле на аргументац ия своей позиции (адресность и позиционно сть высказыван ия)
Регламенты рассматриваемой модели 3. Групповой тур: учащиеся вместе решают задачу, оформляют готовый продукт, готовят презентацию. Тур оценивается экспертами с помощью экспертных листов, на протяжении всего времени работы группы.
Параметры оценки Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотн ости инфор мацио нной коммуникативной грамотности Групповое решение задачи (сопоставление разных точек зрения, способов решения задачи) Экспертна я оценка по оценочны м листам Формулирование цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учет различия и противоречия в них; оценивание хода взаимодействия, разрешение интеллектуального конфликта и достижение компромиссов; удержание предметной логики, учитывающее разнообразие возможных точек зрения при решении задачи
Регламенты рассматриваемой модели 4. Презентация готового решения. Учащиеся представляют готовое решение внешним экспертам. Оценивается как предметная составляющая решения, так и способность учащихся презентовать свое решение.
Параметры оценки Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информац ионной коммуникативной грамотности Презентация готового решения Экспертна я оценка по оценочны м листам Оценка предметной составляюще й задачи умение представить результаты групповой работы, в том числе – подготовить публичное выступление с аудио- видео поддержкой владение социальными навыками коммуникации и кооперации