«Лингвистический модуль электронного учебника болгарского языка» Диссертация на соискание степени магистра филологических наук Соискатель Соискатель – Габрусева Ольга Владимировна Научный руководитель Научный руководитель – кандидат филологических наук Лаврененко А.В.
Тема и руководитель Актуальность Цели Задачи Объект исследования Предмет исследования Научная гипотеза Основные результаты: Исследовательские результаты Практические результаты Научная новизна Положения, выносимые на защиту Публикации Перспективы Спасибо за внимание!СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность Актуальность практическими потребностями Актуальность данной работы обусловлена прежде всего практическими потребностями преподавания болгарского языка на филологическом факультете БГУ: 1. Спецификой морфологии болгарского глагола в сравнении с морфологией восточнославянских языках обусловлена необходимость применения большого количества средств закрепления знаний, в том числе, актуальным средством могут быть различные электронные разработки. 2. Несмотря на определённое методическое обеспечение и многолетнюю практику преподавания болгарского языка в Беларуси, собственные разработки в условиях обучения вне страны изучаемого языка (к тому же, достаточно отдалённой территориально) не являются избыточными.
Цели цель работы Основная цель работы – создание лингвистического модуля электронного учебника по болгарскому языку (Раздел «Морфология глагола»). Дополнительные цели – практическая реализация и апробация разработки на филологическом факультете БГУ.
изучить методическую литературу по преподаванию болгарского языка (и иностранных языков вообще), найти оптимальный способ представления теоретических сведений и упражнений; изучить специфику и принципы создания электронных учебных средств, скорректировать стратегии работы с их учётом; разработать комплекс упражнений по морфологии глагола и изложить теоретические сведения в соответствии с выводами, сделанными на предыдущих этапах работы; изучить и проанализировать способы и средства создания электронных учебных средств, выбрать стратегии, подходящие для самостоятельной реализации (при необходимости – повысить уровень соответствующих знаний или найти специалистов для решения сложных задач). Задачи:
Объект исследования (лингвистическая составляющая); морфология болгарского глагола (лингвистическая составляющая); инструментальная составляющая). электронная учебная литература (инструментальная составляющая).
характер учебного изложения темы «Морфология болгарского глагола» и способов отработки знаний по этой теме; способы и специфика представления грамматики в электронных учебниках, средства их создания. Предмет исследования
Научная гипотеза научной гипотезы В качестве научной гипотезы мы выдвинули идею изложения морфологии болгарского глагола, ориентированную на представление в электронном учебном модуле как специфическом образовательном средстве. Для представления теоретических сведений и практических заданий по языку для электронного средства обучения, нужно руководствоваться не только общеметодологическими, но и специфическими принципами, важными именно для такого типа средств.
Основные результаты 1.Изучена учебная и методическая литература по болгарскому языку и преподавании иностранных языков в целом. 2.Изучены способы технической реализации лингвистического модуля; в этом свете предыдущий опыт (применение MS Word, MS Excel и Hot Potatoes 6.3.) проанализирован и оценен как не вполне удачный:1)в теоретическом плане (мы недостаточно изучили возможные средства создания КСО);2)в практическом плане (вариативность упражнений не всегда была достаточной, работа с программой Hot Potatoes- не всегда удобной). 3.Выбрано несколько способов реализации (применение гипертекстовой технологии, некоторых специальных программ). Исследовательские результаты :
1.Доработаны начатая ранее система упражнений и форма изложения теории; 2. Создана пробная версия части электронного учебника, содержащего данную разработку; 3. Проведены частичная апробация результатов и представление анализу специалистов. Практические результаты : Основные результаты
Научная новизна Новым Новым для преподавания болгарского языка в Беларуси является исследование в данной работе морфологии болгарского глагола с точки зрения представления в электронном учебном издании, а так же исследование самой проблематики электронных учебников по данному языку, попытка реализации авторской разработки.
Положения, выносимые на защиту 1) Для изучения болгарского языка (и других славянских языков) в Беларуси целесообразно использовать электронные разработки. В качестве материала может служить, в частности, морфология болгарского глагола. 2)Для представления морфологии болгарского глагола в формате электронного учбеного продукта следует не только руководствоваться общеметодолгическими принципами создания учебных средств, но и учитывать требования к электронным учебным изданиям и их специфиеку (в частности, для квантования учебного материала и подборки упражнений). 3)Для реализации в виде электронного учебного продукта предлагаются блоки упражнений и теоретических сведений. 4)Для реализации разработки предлагается несколько способов создания электронных учебников и некоторые пробные модели её составляющих.
Публикации Габрусева О. В., Лаврененко А. В. Компьютерный тренажёр по морфологии болгарского глагола./ Материалы Международной конференции "Молодые учёные в инновационном поиске" (Минск, мая 2012 г). - Мн: МГЛУ, 2012.
корректировка разработки, выведение на более высокий уровень; применение полученного опыта для создания учебных средств по болгарскому, чешскому, белорусскому языкам с учётом критики данной разработки со стороны специалистов в области преподавания языков и информационных технологий; дальнейшее повышение соискателем уровня компетентности в области образовательных информационных технологий, содействие их развитию в преподавании языков. Перспективы
Спасибо за внимание!