Ученица 3 класса «А» Гореленкова Анастасия ГБОУ СОШ 72 Москва, 2012 г.
Гжель – старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Свое название деревня получила от старославянского слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь». Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Гжель изготавливают, кроме одноименного села, и другие известные гончарные деревни: Трошково, Глебово, Фенино, Речицы, Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино, Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – всего их около 30. Понимание Гжели можно выразить всего в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.
Начиналось всё с глины в 17 веке. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землёй, а на поверхности раскинулись деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо - глина есть, руки есть – вот и славно! Издавна на этой земле занимались гончарным делом. Все, от мала до велика, в Гжели занимались гончарством. Крестьянские мужики с сыновьями накапывали хорошей глины. Приносили глину в сарай. Там же увлажняли водой, переминали, перебивали руками. Далее завертел мастер гончарный круг, положил шматочек и чего только из-под умелых рук не выходит: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы – кувшины похожие на птицу с выгнутым носиком, ручкой – хвостом. Когда мастер работу заканчивал звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчики обливали лепнину глазурью. Девочки раскрашивали. Потом посуду несли на обжиг в большую горн-печь. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято берегли от своих деревенских соседей и передавали по наследству.
До середины 18 века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Потом гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Около 1800 года в деревне Володино был основан первый фарфоровый завод. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Со второй, половины 19 в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. В начале 20 века многие гжельские заводы приходят в упадок. И только с середины 20 века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. Настоящая Гжель только заводского производства. Она производят на государственном производстве – «Объединение Гжель». Фирменный знак – двуглавый орел с надписью Гжель.
По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Накопанная глина проходит тщательную обработку, вымачивание, отмучивание, разминание. Очищенную глину (шликер) разводят до состояния густых сливок. Фарфоровые изделия изготавливаются путем формовки (литья в гипсовых формах). Шликер литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. На твердом шликере швы от разъемов до гладкости зачищают оправщицы. Далее изделия обжигаются. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Кобальт – особая керамическая краска, изначально чёрная как сажа, становится ярко-синей только после обжига. Опытные мастера способны создать до 20 оттенков синего цвета.
Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Орнаментальная роспись – шашечки (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику), сетки – «гребенки», «капельки», «жемчужинки», «усики», поясок- отводка вдоль бортика. Сюжеты – природа и времена года, сценки городской жизни, деревенские пейзажи, персонажи русских сказок.