Камаль Эль Зант
Шайтан наш враг (5).О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха. (6).Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени. (35:5-6) (60).Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом, (61).и поклоняться Мне? Это – прямой путь. (62).Он уже ввел в заблуждение многих из вас. Неужели вы не разумеете? (63).Вот Геенна, которая была вам обещана. (64).Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали. (36:60-64)
Золотая середина в отношении шайтана По отношению к шайтану сушествуют две крайности. Некоторые считают, что шайтан непобедим. Иногда ведем разговор о шайтане, как будто победить его невозможно. А некоторые, наоборот, успокаиваются так, что шайтан как будто ничего не сможет с ними сделать. Шайтан – он победимый враг, иногда очень слабый враг, но нужно быть бдительными. Если будем с Аллахом, то шайтан очень слабый враг, а если мы окажемся ближе к шайтану, то он сильный враг.
(39).Он сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, (40).кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». (41).Он сказал: «Это – путь, ведущий прямо ко Мне. (42).Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».(15:39-42)
Аллах очень интересно рассказывает нам о выступлении шайтана в аду перед своими подчиненными, не дай Аллах нам оказаться среди них в этот момент. (22). Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину,обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не пори- цайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания. (14:22)
Цели шайтана (168).О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас явный враг. (169).Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете. (2: ) (21). О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий. (24:21)
Неверие Есть разные степени отклонения от прямого пути.Самым грубым по причине неверия человек окажется навечно обитателем ада. (168).Воистину, тех, которые не уверовали и поступалинесправедливо, Аллах не простит и не поведет их никаким путем, (169).кроме пути в Геенну, в которой они пребудут вечно. Это для Аллаха легко.(4: ) Но важно напомнить, что верующий человек может довести себя до неверия, делая свою веру недействительной. Поэтому, если мы являемся верующими людьми, мы должны работать над сохранением своей верысреди них является неверие. К главной своей цели шайтан подходит иногда напрямую,а иногда через менее значимые отклонения. Рассказывается история одного монаха из сынов Израиля
Многобожие Многобожие, является разновидностью нарушения веры, и наказание за которое – вечное пребывание в аду. (65).Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».(39:65) (48).Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех.(4:48)
(72). Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила(Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников.(5:72) В многобожие шайтан втянул многих, внушив им, что они не способны напрямую обращаться к Аллаху и что должны это делать с помощью посредников, и о таком мировоззрении говорится в Коране.
(3). Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует.(39:3)
Таким образом, очень хитро шайтан поступает. Намаз читает – пусть читает, с мольбой обращается, пусть обращается. Но почему просишь только у Аллаха? Вот хороший человек. Проси у него, чтобы был посредником между тобой и Аллахом. И это сегодня присутствует, к сожалению, среди некоторых мусульман, которые обращаются к могилам праведных людей. (13).Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. (14).Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам.В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий.(35:13-14)
Малое многобожие – Показуха Но если не удалось шайтану втянуть человека в большое многобожие, наказанием за которое, как уже выяснили, является вечное пребывание в аду, то начинает втягивать в малое многобожие, за которое портится деяние человека и ему ожидается наказание. -Больше всего я боюсь, что вы впадете в малое многобожие – это показуха. Делающим это Всевышний Аллах скажет в Судный День: идите за наградой к тому, ради кого вы это сделали. -Аллах обесславит того, кто будет рассказывать, и выставит на позор того, кто будет делать что-либо напоказ другим.
-Аллах Всевышний сказал: «Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, если же кто-нибудь совершит что- либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!» -Стремившийся к приобретению такого знания, которого следует искать ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, только для того, чтобы благодаря этому знанию добиться осуществления какой- нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая. -Поистине, первым из людей, кого будут судить в День воскресения, окажется человек, павший в сражении за веру
И нужно обратить внимание на то, что намерение может испортиться после совершения дела. Конечно, мы имеем намерение перед совершением поступка, но это не означает, что после его завершения не надо следить, чтобы намерение не испортилось. Например, я дал садака, и перед тем как дать, у меня было намерение ради Аллаха. Но случилось так, что кто-то увидел, как я дал садака, после чего появилось второе намерение «Пусть увидят, какой я щедрый, а не скупой, как они думают».Значит, мы должны следить за намерением до и после совершения дела.
Нововведение Очень часто причиной нововведения бывает желание усердствовать и больше поклоняться Аллаху, якобы улучшить состояние мусульман и помочь распространению ислама. Даже сторонники нововведения винят других мусульман в том, что они небогобоязненны или неискренни. Всевышний Аллах подчеркнул, что никто кроме Него не имеет права узаконить в религии что-либо.
(21).Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания. (22).Ты увидишь, как беззаконники будут трепещать от того, что они приобрели, когда это падет на них. А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, пребудут в Райских садах. Им уготовано у их Господа все, что они пожелают. Это и есть великая милость. (42:21-22)
-«А затем, поистине, наилучшие слова заключает в себе Книга Аллаха, лучшее руководство – это руководство Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах, худшими из дел являются дела новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение!» –Любое дело того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнуто. – Внёсший в наше дело то, что не имеет к нему отношения,будет отвергнуто.
Что означают нововведения? Это вмешательство в законодательство нашей религии, и это косвенное обвинение в адрес пророка, да благословит его и приветствует Аллах, что он не передал всю религию и как будто мы исправляем его упущения. Для того, чтобы не втягиваться в многобожие и нововведение, главным орудием после обращения за помощью к Аллаху является знание, обоснованное Кораном и Сунной пророка, да благословит его и приветствует Аллах, и немаловажно всегда спрашивать обладателей знания. Ученые говорят, что шайтану очень легко сбить с пути неграмотно поклоняющегося Аллаху человека.
Не зря Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, подчеркнул преимущество знающего над именно поклоняющимся, а не над незнающим: Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас.
Совершение великих грехов Совершая великие грехи, человек становится фасиком – распутником, так как Всевышний Аллах перечислил среди признаков благодеющих, что они избегают великих грехов: (31). Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем). (32). Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением. Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей. Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен.(53:31-32)
Все великие грехи по сути это тяжкие преступления, за которые ожидается великое наказание в этой жизни и в Судный День. Поэтому, конечно, выгодно шайтану привлечь человека к ним. О второй причине, в связи с которой шайтан призывает к великим грехам, можно узнать из следующего аята: (31). Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход.(4:31)
Значит, при отсутствии великих грехов, Аллах стирает малые грехи необязательно посредством покаяния, а посредством благих деяний: –Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми. –Совершение пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего искупают прегрешения, совершённые между ними, если толь- ко не было среди этих прегрешений тяжких грехов.
Совершение малых грехов От малых грехов есть тоже плохие последствия: 1. Совершая малые грехи, человек отвлекается от совершения благодеяния. 2. С помощью малых грехов человек привыкает к греховности и приближается к великим грехам. Поэтому когда в Коране речь шла о запрещении прелюбодеяния, не было сказано «не прелюбодействуйте», а было сказано «не приближайтесь к прелюбодеянию» (32). Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем.(17:32)
3.Из-за скопления малых грехов, тем более без покаяния,сердце человека черствеет и перестает принимать добро, не может освободиться от зла. (14). Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели. (83:14) За счет чего их сердца оказались окутаны, и чем? «Грехи собираются на сердце как волокна, из которых делают циновку, один грех за другим. Если сердце впитывает этот грех, не отказываясь от него, то на сердце появляется черная точка. Потом вторая. И собираются грехи до такой степени, что окружает сердце ар-ран (оболочка)».
4. Конечно, кроме пророков нет безгрешных людей, но все таки упорствовать в совершении малых грехов – это не из качеств богобоязненных: (133). Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, (134). которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро. (135). Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили,
(136). воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!(3: ) И у ученых бытует такое правило: нет великого греха после покаяния (т.е. покаяние стирает и великий грех) и нет малого греха при упорствовании (т.е. из-за упорства без покаяния малый грех приобретает статус великого).
Злоупотребление в совершении нежелательных поступков (макрух) или нейтиальных(мубах) Например, если человек спит 10 часов в день, 4 часа смотрит телевизор, 2 часа у него уходят на обед, ужин и завтрак, беседует по телефону с друзьями 2 часа. Ушло уже 18 часов. Хотя в этих поступках явной греховности нет, но почти весь день потерян без продуктивности. Конечно, мы не говорим, что нам нельзя спать, кушать и расслабляться, но нужно сба- лансированно выстраивать расписание дня.
Поменьше зарабатывать вознаграждение Например, выбрать между чтением намаза дома или в мечети. За чтение намаза в мечети вознаграждение больше в 27 раз. Будем считать, что читающий намаз дома не совершает грех (хотя некоторые ученые считают, что чтение намаза в мечети является обязательным делом), но он однозначно теряет возможность умножения вознаграждения на 27 раз. Я помню, в одной из мечетей был организован лагерь. Один варил плов для учащихся,
Для того чтобы не обманул нас шайтан, мы должны знать эти тонкости. И еще раз напомним: Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас. Потому что знающий хорошо умеет разобраться, чем ему в то или иное время заниматься и откуда доход больше.