Составитель: Падалко Татьяна Викторовна учитель русского языка 23 слайда 2011
Тема урока : Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Тип урока : комбинированный Технология : Элементы дифференцированного обучения, методика обучения русскому языку средствами субъективизации, элементы здоровьесберегающей технологии Цель : познакомить учащихся с новой орфограммой « Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных » и систематизировать знания по данной теме. Знать : орфограммы Буквы О - Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных, буквы О - Ё после шипящих в суффиксах имен прилагательных. Уметь : правильно писать слова с указанными орфограммами. Оборудование : рабочие тетради, учебник, карточки с разноуровневыми заданиями, карточка с цифрами и буквами.
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь ! Имя прилагательное
Цель : восстановить в памяти учащихся правописание орфограммы « Буквы О - Ё после шипящих в суффиксах существительных », « Буквы О - Ё после шипящих в корне слова » Задание : Выберете слова 1. Для первого ряда : « Буквы О - Ё после шипящих в корне слова » 2. Для второго ряда : « Буквы О - Ё после шипящих в суффиксах существительных » 3. Для третьего ряда : « Буквы О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных » Вставьте пропущенные орфограммы. реш … так, улиц … й, врач … м, собак … нка, ж … лудь, поч … т, друг … к, плеч … м, пищевой, белья … нок, свинцаовый, ежовый.
1- й ряд : решЁтак, жЁлудь, почЁт ; 2- й ряд : собак Онка, друг Ок, белья Онок ; 3- й ряд : улиц Ей, врач Ом, плеч Ом. Сформулируйте правила для первого ряда, для второго ряда, для третьего ряда.
Какие слова остались ? Выпишите слова для четвертого ряда. 4- й ряд : Пищ Евой, свинца Овый, еж Овый - Назовите из главный общий признак ( имя прилагательное ) - Выделите в данных словах все части слова - После каких согласных находится суффикс в этих прилагательных ? ( после шипящих ) - Поставьте ударение в данных словах. - Какие орфограммы находятся после шипящих в суффиксах ? ( Буквы О - Ё )
Значит, какая тема нашего урока ?
Сформулируйте цель нашего урока ? Вам помогут опорные слова 1. Познакомиться с ……………….; 2. Учиться правильно писать ………
Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных о-ё после шипящих в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать прилагательные на данное правило.
Цель : умение самостоятельно сформулировать правила на данную тему урока. - Посмотрите ещё раз на слова четвертого ряда. - Сформулируйте правило. Когда пишется буква О - Ё после шипящих в суффиксах прилагательных ?
В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е Например, Еж Овый (ёж), вещ Евой (вещь)
Работа по теме урока Работа по учебнику. Упражнение 313 стр 131. Замените словосочетания словосочетаниями « прил + сущ ». Обозначьте орфограмму. Медвежонок из плюша – Воротник из песца – Косынка из кумача – платье из ситца – Пуля из свинцаа – Заросли камыша – Запах ландыша -
Физминутак В классе на стенах буквы О, Ё, Е. Я называю слово, вы прыжком поворачиваетесь в сторону этой буквы. Шоколад, шофёр, крыжовник, Щётак, улицей, другок, ситцевый, ежовый.
«О»«О» Пунц … вый Куч … вые Сторож … вой Зайч … нок Ч … рный Ш…вШ…в Ж …. лудь «Ё-Е»«Ё-Е» Улиц … й Ситц … вый Девч … нки Реш … так Отц … всякие Ключ … вайя Товарищ … м
Цель : развивать внимание учащихся, развивать логическое умение, умение применять правило по данной теме урока Задание : у вас на столах карточки с цифрами и буквами. Возьмите ручку в левую руку. Поставьте ручку в цифру 3. Теперь внимательно слушаем мою команду. Я буду говорить « направление ручки », а вы внимательно слушайте и выполняйте его. Если правильно выполните команду, мы с вами должны остановиться все в одном месте. Какая буква будет в этом квадрате, на такую букву найдите слова на карточке. Скажите это слово.
1. Исходное положение точка -3. один раз влево, два вправо, один вниз, два влево, один вниз. Это точка 10 (буква Ё) Ищите слово на эту букву. Называем это слово. 2. Исходное положение точка 10. два раза вверх, один влево, один вниз, три вправо, один вверх, один вниз, один влево. Это точка 7, буква Ё. Называем слово. Ч…елка, галич…нок, щ…так, крыж…вник, товарищ…м, кумач…вайя, 1 О2 Ё3 Е4 О 5 О6 Ё7 Ё8 Е 9 О10 Ё11 Е12 О
Цель : формирование правильного дыхания. Писать « корова » нелегко. Даёт корова молоко, Она пасется на лугу, Мы слышим громкое « му - му ». Вдох носом, на выходе : Мы за коровой последим, Подышим носом, помычим : « М - М - М - М - М ». Делаем носом вдох, а на выходе произносим слова :
цель : проверить уровень усвоения темы «4» Укажите количество слов с буквой О Холщ … вый Ситц … вый Парч … вый Замш … вый Плюш … вый Свинц … вый Марганц … вый Гуттаперч … вый «5» Вставьте пропущенные буквы. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Ключ … вые, еж … вые, вещ … вой, камыш … вые, груш … вый Сок - рукавицы - слова - Облака - печь - заросли - Мешок -
«3» Образуйте от данных слов прилагательные. Выдели суффикс. Пища – Глянец – лицо – Ситец – Холст- плечо -
- С какой орфограммой вы познакомились на уроке ? - Расскажите о правописании буквы О - Ё после шипящих в суффиксах прилагательных - Приведите примеры. - Какие правила мы с вами повторяли ещё на уроке ?
Домашнее задание : Выучить правило. Упражнение 314, стр 131 ( учебник Т. А. Ладыженская )
Оценки за урок
Молодцы! Спасибо за работу на уроке!