Адаптация первоклассников в школе
Приход детей в школу и вступление в школьную жизнь подготовлен: физиологически физиологически социально социально психологически психологически
Трудности привыкания к новой жизни связаны: с неготовностью интеллектуальной сферы; с неготовностью интеллектуальной сферы; с развитием волевой сферы; с развитием волевой сферы; с недостаточно сформированной коммуникативной сферой личности. с недостаточно сформированной коммуникативной сферой личности.
Нарушения учебного процесса, вызывающие отрицательное отношение ученика к школе: Учитель не учитывает характера жизни и деятельности ребенка-дошкольника и резко погружает его в систему школьных отношений; Учитель не учитывает характера жизни и деятельности ребенка-дошкольника и резко погружает его в систему школьных отношений; К ребенку подходят с общими «усредненными» мерками, не учитывают его индивидуальность, не дают возможность действовать самостоятельно и инициативно; К ребенку подходят с общими «усредненными» мерками, не учитывают его индивидуальность, не дают возможность действовать самостоятельно и инициативно; Учитель не считается с особым качеством детей этого возраста: у них завышенная самооценка и тяга к положительной оценке всего того, что он делает. Учитель не считается с особым качеством детей этого возраста: у них завышенная самооценка и тяга к положительной оценке всего того, что он делает.
Как же можно решить все эти проблемы? Можно ли помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни в условиях школы? При каких условиях СТАРТОВАЯ готовность ребенка (так психологи называют исходный уровень развития ребенка при его поступлении в школу) может перейти во ВТОРИЧНУЮ готовность, то есть сформированную систему качеств, обеспечивающих готовность к учению как специфической школьной деятельности?
Участники процесса приобщения ребенка к школьной жизни. Ученик РодителиУчитель
Ученик Что я должен делать, как себя вести, чтобы принять школьную ситуацию как весьма важную для меня? Учитель Как организовать процесс взаимодействия с ребенком, чтобы, используя стартовую готовность к школе, осуществлять дальнейшее развитие его личности? Родитель Какие условия нужно создать в семье первокласснику, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь был менее болезненным и трудным? Как помочь ребенку успешно адаптироваться в первом классе?
Для разъяснения сути программы такого обучения ответим на три вопроса: Чему мы будем учить? Чему мы будем учить? Как будем учить? Как будем учить? Как следует выстраивать систему отношений с учеником во время оценивания? Как следует выстраивать систему отношений с учеником во время оценивания?
Чему мы будем учить? Оценивать свои ощущения от успеха (поражения) Планировать свою деятельность (планирование – дисциплина труда) Анализировать достигнутый результат (соответствует ли он поставленной цели) Понимать особенности характеристик разных отметок (чего какая стоит) Проявлять умеренную озабоченность своими успехами Осознавать мотив деятельност и (отвечать на вопрос: «Зачем мне нужно это знать, уметь?»)
Создадим условия для: Ощущения уверенности в собственных силах и желания преодолевать трудности Предоставле- ния права выбора работы по степени трудности Раскрытия перед учеником положительных результатов его деятельности («Что у тебя получилось?») Анализа с учащимися выполненной работы сразу после ее выполнения (дети участвуют в анализе и сами исправляют ошибки) Освоения детьми алгоритма пошагового контроля Развития способности предвидеть трудности
Будем учитывать, что Первоклассник должен знать возможные пути исправления ошибок Оценка деятельности первоклассника (особенно!) должна быть мягкой, корректной, не оскорбительной для него; он не должен бояться контроля со стороны учителя Первокласснику особенно необходимы позитивная оценка его деятельности, доброжелательное и оптимистичное к нему отношение Ученик может научиться оценивать свою деятельность, если вместе с ним обсуждаются сначала положительные стороны его работы (что получилось, что удалось), а затем анализируются причины допущенных ошибок (почему возникли ошибки)
Причины неприятия отметки как способа оценки деятельности: Первоклассник не знает «стоимости» той или иной отметки; Первоклассник не знает «стоимости» той или иной отметки; Он не умеет сравнивать результат своей деятельности с поставленной целью, поэтому принимает отметку учителя как отношение к себе. Он не умеет сравнивать результат своей деятельности с поставленной целью, поэтому принимает отметку учителя как отношение к себе.
Требования к организации контроля и оценки: Контроль и оценка учителя должны проводиться с учетом психологических возможностей и особенностей детей этого возраста; Контроль и оценка учителя должны проводиться с учетом психологических возможностей и особенностей детей этого возраста; Необходимо по-разному относиться к оценке результата и процесса обучения первоклассников. Необходимо по-разному относиться к оценке результата и процесса обучения первоклассников.