« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник отдела экспертизы качества образования НИМРО тел:
Общероссийская система оценки качества образования - ОСОКО - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих на единой концептуально- методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом основных потребителей образовательных услуг ( Концепция общероссийской системы оценки качества образования// под ред А.Н. Лейбовича) цель ОСОКО - совершенствовать систему управления качеством образования в России и обеспечить всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях её развития
Характеристики эффективной системы оценивания Тип оценивания : оценка на уровне класса, государственные экзамены, крупномасштабные исследования ; Факторы, обеспечивающие качество : стимулирующая среда, согласованность на уровне системы, техническое качество.
Оценка качества образования – ОКО Типы оценивания внутреннеевнешнее Виды оценивания ФормирующееДиагностическое цельПоддержка успешности обучения учащихся Выявление состояния качества обучения и соответствия его требованиям стандарта Объект оценивания Индивидуальные достижения обучающихся: предметные, метапредметные, личностные - эффективность деятельности образовательного учреждения и его систем; - образовательные достижения учащихся (ЕГЭ,ГИА) Субъект оценивания Образовательное учреждение, учитель Специализированные организации: РАО,ФИПИ, ФИРО,ФЦТ (федеральный уровень) ГКУ НСО НИМРО (региональный уровень)
Оценка образовательных достижений осуществляется в ходе: Государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена - ЕГЭ; Государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в новой независимой форме – ГИА; Международных сравнительных исследований (PISA,PIRLS,TIMSS и др.); Мониторинговых исследований федерального и регионального уровней; Аккредитации образовательных учреждений; Промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне школы и класса.
Отличительные особенности обновленной системы оценки образовательных достижений учащихся : Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов общего образования); Оценка успешности освоения содержания отдельных предметов на основе системно - деятельностного подхода; Оценка динамики образовательных достижений учащихся; Сочетание внутренней и внешней оценки как механизма обеспечения качества образования; Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представления данных; Использование наряду со стандартными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические и творческие работы, самоанализ, наблюдения и т.д.
Сочетание внутренней и внешней оценки – формирующего и диагностического оценивания построены на следующих основаниях: Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику Оцениванием может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам – обучающимся - родителям и могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В новой системе формирующего оценивания используются: субъективные или экспертные (наблюдение, самооценка, самоанализ и др.) и объективизированные (письменные ответы и работы учащихся) методы оценивания, в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедур и оценок; оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения; разнообразных форм оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, целями, учебными задачами, целью получения информации; интегральной, в том числе портфолио, выставки, презентации и дифференцированной оценки отдельных аспектов обучения; Самоанализ и самооценка обучающихся.
Существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежать оценке. В их число входят: работы учащихся (дом. задания, мини-проекты, презентации, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, разнообразные творческие работы); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений; результаты тестирования (результаты устных и проверочных работ).
Перечисленные выше принципы и форматы оценивания являются для нашей школьной практики новыми и отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений
СПАСИБО за внимание ! Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник отдела экспертизы качества образования НИМРО тел: