Культура и культурное многообразие мира Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры
Американские культурные антропологи А. Кребер и К. Клакхон: с 1871 по 1919 гг. – 7 определений культуры; с 1920 по 1950 гг. – 150; сейчас – более 500.
6 классов (типов): 1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований. 2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
3. Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение. 4. Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
5. Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов. 6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результате адаптации человеческих групп к среде своего обитания.
Культура отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.);
совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.); выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.).
Однако наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.
наиболее распространенное обыденное значение понятия «культуры» совокупность материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории; сумма всех достижений человечества, «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы.
Кребер и Клакхон: «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению…
Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи... и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем».
Основные компоненты культуры различные локальные культуры; этносы (устойчивые межпоколенные общности людей) – на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр., главное – общность территории и общность языка.
культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов
Социализация и инкультурация социализация – гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. два противоположных стиля воспитания детей в различных культурах: японский и английский.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ инкультурация – обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, человек сам влияет на свою культуру.
процесс инкультурации: жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг; личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия; социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения; восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.
Цели инкультурации и социализации научиться свободно ориентироваться в окружающей социальной среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, находить взаимопонимание с другими людьми
Стадии инкультурации Начальная (первичная): детство и юность; Взрослая (вторичная): зрелость и старость.
Типы игр физические, тренирующие и развивающие физическую активность; стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов; стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском; ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
Игры независимая; параллельная; объединенная; совместная.
Вторичная стадия инкультурации достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства; овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль); принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
Влияние окружающей среды на инкультурацию Культурная трансмиссия – способ передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения культуры.
Виды культурной трансмиссии вертикальная трансмиссия – от родителей к детям; горизонтальная трансмиссия –от сверстников; непрямая трансмиссия – от взрослых родственников, соседей, учителей.
Агенты и институты Опекуны Авторитеты Дисциплинаторы Воспитатели Компаньоны Сожители
Семья Группа друзей одного возраста Школа СМИ
Психологические механизмы инкультурации имитация; идентификация; чувство стыда; чувство вины.
Позитивные Имитация – осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Идентификация это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Негативные Чувство стыда – если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины – те же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения.