Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделать его крепким и здоровым, пусть он бегает, прыгает, играет Находится в беспрерывном движении. Ж.-Ж. Руссо
С сожалением следует отметить, что в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью.
Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Состояние здоровья подростков в последнее десятилетие характеризуется: уровня психических расстройств - значительными - неуклонным ростом хронических болезней - увеличением отклонениями в формировании репродуктивного здоровья - ростом болезней, передаваемых половым путем - учащением девиантных форм поведения, подростковой преступностью, проституцией, бродяжничеством, социальным одиночеством, юным материнством - увеличением алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости - деформацией медико-социального портрета подростков - значительной степенью ограничения возможностей социальной интеграции
1 группа Более 70% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения по показателям здоровья, к концу школы эта же тенденция отмечается более чем у 90% выпускников
Количество заболевших среди летних подростков за последний год увеличилось на 15%, при этом заболеваемость наркоманией и токсикоманией возросла в 619 раз, а число алкоголиков в 36 раз. В начале нового тысячелетия в Украине количество инвалидов достигло 2 миллионов человек.
Болезни подростков Болезни органов дыхания (47,6%), Мочеполовой системы (5,5%). БОЛЕЗНИ кожи и подкожной клетчатки (7,4%), болезни органов пищеварения (9,2%), БОЛЕЗНИ ГЛАЗ И ЕГО ПРИДАТКОВ (8,1%) Эндокринные заболевания (8,7%), Болезни ссс 16,4 5% болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,6%),
РОСТ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ по сведениям Институтагигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева Заболеваемость сердечно-сосудистой системы растет во всех возрастных группах населения, но особенно у школьников. У украинских детей с 1996-го по 2010 г., т. е. за 14 лет, зафиксирован рост на 72%, у подростков В 1,5 РАЗА у взрослых лишь на 17%.
Крайнее неблагополучие отмечается у подростков и в отношении распространенности новообразований. У детей за последние 14 лет онкологические заболевания увеличились в 2,5 раза, у подростков в 4,3 раза.
2 группа Аэробные возможности (способность организма использовать энергию за счет процессов окисления с участием кислорода) с 60-х годов до нынешнего времени снизились на 17% у девушек и на 21% у юношей. Это означает, что та физическая нагрузка, которая у подростков 60-х была совершенно безопасной, для сегодняшних тинейджеров оказывается запредельной и угрожающей здоровью.
Болезни сердца Ожирение, гастрит П лоскостопие Болезни Органов зрения Болезни Органов зрения Нарушения осанки Какие упражнения необходимо выполнять при заболеваниях?
3 группа Цель нашей работы заключается в оценке соматического здоровья школьников
Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры
Индекс Кетле (И.К.), свидетельствует о массово-ростовом соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=
Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца: ДП=
Индекс Скибинского (ИС) отражает функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС=
Проба Серкина Применяется для анализа системы внешнего дыхания. 1 фаза. Определите время задержки на вдохе в положении сидя. 2 фаза. Выполните 20 приседаний за 30 секунд и снова замерьте время задержки. 3 фаза. Отдохните 1 минуту стоя и вновь замерьте длительность задержки дыхания в положении сидя. Результаты оцениваются по следующей таблице. Категория испытуемых лиц фазы 123 Здоровые тренированн ые люди 60 и более 30 и боле е боле е 60 Здоровые нетренирова нные люди Лица со скрытой недостаточн остью кровообраще ния и мен ее 24 и мене е
Индекс Шаповаловой (ИШ), Пресс за 1 мин. Тест свидетельствует о развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, кроме того он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=
Тест Коэффициент Экономичности Кровообращения (КЭК) (КЭК) определяется для анализа состояния сердечно-сосудистой системы. Определяется по формуле: КЭК=АД систолическое - АД диастолическое Х ЧСС В норме КЭК=2600. Увеличивается при перетренированности.
Индекс Руфье (ИР) свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников: ИР=
Методика проведения функциональной пробы Руфьє: Ученик должен выполнить 30 приседаний с извлеченными вперед руками на протяжении 45 с. Ученику предлагают самостоятельно и громко проводить счет ("один", "два" и т.ін.), что разрешает избегнуть задержки дыхания.
1. После 3-5 мин. отдыха, в положении сидя, у обследуемого подсчитывают пульс каждые 15 с., пока не будет получено 2-3 одинаковые цифры. Полученные данные записывают в протокол. 2. Предлагается выполнить нагрузку. Во время выполнения пробы необходимо следить за сохранением стандартных условий выполнения нагрузки, за внешними признаками усталости ребенка. 3. После окончания приседаний ученик садится и проводится подсчет пульса за первые 15 с. первой минуты восстановления и за последние 15 с. первой минуты восстановления.
где: Р1- пульс за 15 с. в состоянии покоя; Р2 - пульс за первые 15 с. первой минуты восстановления; Р3 - пульс за последние 15 с. первой минуты восстановления. Уровни функционального резерва сердца определяются с учетом пяти градаций: меньше 3 - высокий уровень; выше среднего (добрый); средний; ниже среднего (удовлетворительный); больше 15 - низкий;
Коэффициент выносливости (КВ) определяется для анализа состояния сердечно-сосудистой системы. Определяется по формуле Кваса: КВ=ЧСС Х 10 : пульсовое давление пульсовое давление – это разность АД систолического и АД диастолического. В норме КВ равен 16. Увеличение этого показателя свидетельствует об ослаблении сердечно-сосудистой системы, уменьшение - о ее утомленни.
отражает функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: Индекс Скибинского (ИС) Индекс Кетле (И.К.), свидетельствует о массово-ростовом соответствии организма, он рассчитывался по формуле:
Индекс Робинсона– « двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца: ДП=
Проба Серкина Пприменяется для анализа системы внешнего дыхания. 1 фаза. Определите время задержки на вдохе в положении сидя. 2 фаза. Выполните 20 приседаний за 30 секунд и снова замерьте время задержки. 3 фаза. Отдохните 1 минуту стоя и вновь замерьте длительность задержки дыхания в положении сидя. Результаты оцениваются по следующей таблице. Категория испытуемых лицфазы 123 Здоровые тренированные люди 60 и более30 и болееболее 60 Здоровые нетренированные люди Лица со скрытой недостаточностью кровообращения и менее24 и менее
Индекс Шаповаловой (ИШ), Пресс за 1 мин. Тест свидетельствует о развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости, кроме того он говорил о функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ= Тест Коэффициент Экономичности Кровообращения (КЭК) (КЭК) определяется для анализа состояния сердечно-сосудистой системы. Определяется по формуле: КЭК=АД систолическое - АД диастолическое Х ЧСС В норме КЭК=2600. Увеличивается при перетренированности
Индекс Руфье (ИР) свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно- сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьников: ИР= Уровни функционального резерва сердца определяются с учетом пяти градаций: меньше 3 - высокий уровень; выше среднего (добрый); средний; ниже среднего (удовлетворительный); больше 15 - низкий;
где: Р1- пульс за 15 с. в состоянии покоя; Р2 - пульс за первые 15 с. первой минуты восстановления; Р3 - пульс за последние 15 с. первой минуты восстановления. Уровни функционального резерва сердца определяются с учетом пяти градаций: меньше 3 - высокий уровень; выше среднего (добрый); средний; ниже среднего (удовлетворительный); больше 15 - низкий;
Коэффициент выносливости (КВ) определяется для анализа состояния сердечно-сосудистой системы. Определяется по формуле Кваса: КВ=ЧСС Х 10 : пульсовое давление Пульсовое давление – это разность АД систолического и АД диастолического. В норме КВ равен 16. Увеличение этого показателя свидетельствует об ослаблении сердечно-сосудистой системы, уменьшение - о ее утомленни.
Карточка индивидуального контроля Ученика(цы)__________класса Вес Рост ЧСС1 ЧСС2 ЧСС3 Пресс Давление Индекс Кетле (И.К.), И. Робинсона К.Шаповаловой Тест Серкина И Руфье Коэффициент Экономичности Кровообращения (КЭК) Коэффициент выносливости Индекс Руфье (ИР)
1. заполнить личную карточку. 2 найти в литературе другие методы оценки физического развития.
ЗаболеванияСтатистика Болезни органов дыхания31,6% Болезни сердечно-сосудистой системы16,4 % Болезни кожи и подкожной клетчатки7,4% Травмы и отравления 6,3% Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 5,8% Мочеполовой системы5,5%. Болезни органов пищеварения9,2% Эндокринные заболевания8,7% Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 8,6% Болезни глаз и его придаточного аппарата8,1%