Тема урока: « Строение и функции желез внутренней секреции»
Цели урока: 1.Изучить особенности строения желез внутренней секреции. 2.Изучить функции желез внутренней секреции. 3.Познакомиться с нарушениями гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний.
Гипофиз Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, 6 из которых получены в чистом виде и хорошо изучены. Основные гормоны:тиреотропин, соматотропин. Расположен у основания головного мозга, масса- 0,5 г.
Нарушение функции гипофиза При недостатке гормона роста в детском возрасте- развивается заболевание карликовость. При избытке гормона в детском возрасте - гигантизм.
Акромегалия.
Щитовидная железа Самая большая железа эндокринной системы, масса от 30 до 60г. Вырабатывает гормоны: тироксин и кальцитонин.
Увеличение щитовидной железы При избыточном функционировании щитовидной железы происходит увеличение её размеров и выброса гормонов. Такое заболевание в народе называется зоб.
Зоб.
Базедова болезнь
Признаки болезни: Повышены частота сердечных сокращений, кровяное давление, возбудимость нервной системы. Больные много едят, но сильно худеют. Щитовидная железа увеличена, глаза выпучены.
Недостаток гормонов. При недостаточности выработки гормонов у плода или новорожденного ребенка возникает одна из форм карликовости – кретинизм.
У взрослых людей при недостатке возникает микседема. У таких больных снижается обмен веществ, падает температура тела, возникает одутловатость.
Поджелудочная железа Поджелудочная железа регулирует обмен веществ в организме. А также выделяет гормон инсулин, регулирующий уровень сахара в крови
Сахарный диабет
Надпочечники Маленькие по массе ( около 15 гр.) надпочечники образуют 28 гормонов.
При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 г. Английским врачом Т. Аддисоном.При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 г. Английским врачом Т. Аддисоном. И. С. Тургенев так описал бронзовую болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют».И. С. Тургенев так описал бронзовую болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют».
Железы внутренней секреции человека 1.Гипофиз 2. Щитовидная железа 3. Поджелудочная железа 4. Надпочечники
таблица: Название железыВырабатываемые гормоныВлияниеНарушение работы желез ГипофизТиреотропин Соматотропин Влияет на рост человека карликовость -акромегалия гигантизм Щитовидная железаТироксинВоздействуют на митохондрии, регулируя процессы окисления и обмен веществ Базедова болезнь Микседема кретинизм Поджелудочная железа Инсулин Глюкагон Поддержание уровня глюкозы в норме Повышение уровня глюкозы в крови Сахарный диабет НадпочечникиАдреналин Норадреналин Сужение кровеносных сосудов, повышение сахара,усиление сердечной деятельности Бронзовая болезнь ( болезнь Аддисона)
ЗАДАЧА: 1 Девочка до 14 лет была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы. Какова может быть причина ухудшения здоровья?
2 У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Какова причина ухудшения здоровья?
Человек, по- настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Д. Дьюи Закончите устно предложения: А вы знаете, что сегодня на уроке я_________________________________ Самым сложным для меня сегодня было______________________ Сегодня я задумался__________________________ На будущее мне нужно иметь в виду_______________________________ _______________________________ Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
Домашнее задание. Изучить параграф 59 Ответить на вопросы: 1) человек вдруг замечает, что кольцо, свободно одевавшееся на палец, вдруг становится мало. Какова возможная причина. 2) почему люди, страдающие базедовой болезнью худы, а страдающие слизистым отеком- отечны? 3) ребенок отстает от сверстников в росте, а учится нормально. Что можно заподозрить?