Довжук Н.Н., преподаватель психологии и педагогики ГАОУ СПО «Тюменский педагогический колледж 1»
Актуальность Уровни реализации здоровьесберегающих технологий Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии», ее основные элементы Классификация и типы здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесберегающих технологий Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе Направления работа по оздоровлению в начальной школы ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
каждый пятый школьник имеет хроническую патологию; у половины школьников отмечаются функциональные отклонения; у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое- нибудь недомогание или заболевание Необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Общее образование Профессиональное образование Начальные классы (задачи ЗСТ) обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ научить использовать полученные знания в повседневной жизни Средние и старшие классы обеспечить обучающемуся школы высокий уровень здоровья сформировать культуру здоровья Студенты НПО, СПО, ВПО совершенствование учебной и воспитательной работы с целью охраны и укрепления здоровья учащихся воспитание у учащихся культуры отношения к своему здоровью ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Учебно-воспитательный процесс (работа со студентами) Профессиональное образование (работа с будущими педагогами) здоровьесберегающая инфраструктура образовательных учреждений рациональная организация учебного процесса организация физкультурно- оздоровительной работы просветительско- воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Изучение современных педагогических технологий, в том числе ЗСТ на учебных дисциплинах (педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена) и МДК (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации любого вида деятельности, педагогические и гигиенические требования к организации обучения) Т.О. реализация общей компетенции – обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Неблагопри ятное социальное окружение Неблагопри ятный экологическ ий фон Условия школьного обучения Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Факторы влияющие на здоровье ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость в социальном плане – он коммуникабелен, общителен в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Н.К. СмирновВ.Д. Сонькин О.В. Петров все те психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация у чебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальным и особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка необходимый, достаточны и рационально организованный двигательный режим. система, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуальн ого, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). мониторинга состояния здоровья учащихся учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии использование разнообразных видов здоровьесберегаю-щей деятельности учащихся ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии: * АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья * ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя * ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений * ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде * ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
ФОРМИРУЮЩАЯ ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯАДАПТИВНАЯ РЕФЛЕКСИВНАЯИНТЕГРАТИВНАЯ ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) 2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) 3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) 4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и пр.) Типы здоровьесберегающих технологий ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
По характеру деятельности По направлени ю деятельности Комплексные здоровьесберегающи е технологии частные комплексные медицинские социальные психологические комплексной профилактики заболе ваний, коррекции и реабилитации здоровья педагогические технологии, содействующие здоровью технологии, формирующие ЗОЖ ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип триединого представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Принцип сочетания охранительной и тренирующей ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
1) создание оптимальных санитарно-гигиенических условий 2) Создание условий для здоровья на уроках 3) формирование социально-психологического климата в классе 4) изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование 5) во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях 6) программа здоровья учителя 7) пропаганда здорового образа жизни 8) установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач 9) работа с родителями ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
1. Профилактика и коррекция нарушения зрения 2. Психогимнастика 3. Оптимизация режима учебного процесса 4. Комплекс общеоздоровительных мероприятий 5. Ароматерапия ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
* анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; * владеть основами здорового образа жизни; * устанавливать контакт с коллективом учащихся; * наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; * прогнозировать развитие своих учащихся; * моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; * личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся. 2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. 3. Повышение приоритета здорового образа жизни. 4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. 5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности. 6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. 7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей. ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"
Спасибо за внимание! ГАОУ СПОЛ "Тюменский педагогический колледж 1"