ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сетевая городская экспериментальная площадка первого уровня по теме: «Развитие профилактического ресурса антинаркотической деятельности образовательных.
Advertisements

Москва – Ханты-Мансийск, 10 – 13 декабря 2011 г. ПРОГРАММА проектно-образовательного семинара ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. «ПРОФИЛАКТИКА.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
LOGO Формирование ценностных ориентаций обучаемых в процессе социализации в общем образовании в русле ФГОС второго поколения г.г.
Апробация стандарта первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на базе образовательного учреждения. ГЭП - 1 ГОУ.
LOGO Формирование структуры профессионального и дополнительного образования в колледже (Центра ремёсел и дизайна), как инновационной образовательной среды.
LOGO «Реализация музыкально – эстетического всеобуча на основе системно – деятельностного непрерывного образовательного процесса»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Создание инновационных площадок по организации психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы.
LOGO Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
LOGO «Педагогические условия взаимодействия дошкольного отделения образовательного холдинга с семьями воспитанников на современном этапе»
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
LOGO Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательных учреждений в условиях реализации новых Федеральных.
LOGO «Мыследеятельностный профессионализм педагога как необходимое условие для перехода и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Промежуточный отчет ГИП за I этап 2013г. «Развитие здоровой и дружественной школы» ГБОУ СОШ 1464.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Организация системы профилактики ПАВ в образовательном учреждении.
LOGO Формирование механизмов мобильного взаимодействия участников процесса реализации ФГОС и программы Международного бакалавриата с использованием ресурсов.
Департамент образования города Москвы Центр первичной профилактики наркомании структурное подразделение ТСиТ 29 Создан Распоряжением руководителя Департамента.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Транксрипт:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений» (2012 – 2015 годы)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Актуальность инновационного проекта Среди детско-подросткового населения наиболее острой следует считать употребление ПАВ с вредными последствиями. Данные о распространенности наркологических расстройств среди подростков по городу Москве в сопоставлении с Российской Федерацией (на 100 тыс. подростков 15 – 17 лет) составляет: 1) Синдром зависимости от наркотиков в РФ (26,5), в Москве (12,4) 2) Употребление наркотиков с вредными последствиями в РФ (160,5), в Москве (142,7). 3) Число больных наркоманией, поступивших в наркологические и психиатрические стационары в РФ (71.9), Москва (120,6). 4) Удельный вес потребителей инъекционных наркотиков в общем числе зарегистрированных потребителей наркотиков в РФ (72,6 %), в Москве (75,6 %). Показатель употребления ненаркотических ПАВ с вредными последствиями среди подростков в городе Москве превысил распространённость употребления наркотиков с вредными последствиями в 1,4 раза. Основным концептуальным положением данной инновационной деятельности является то, что проблему профилактики приобщения к употреблению психоактивных веществ среди детей и подростков следует рассматривать в контексте основных составляющих здорового стиля жизни: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; знания о безопасном и благоприятном для жизни влиянии окружающих предметов на здоровье; рациональное питание; оптимальная двигательная активность: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; позитивный стереотип мышления; отказ от вредных привычек: курение, употребления алкоголя, употребление наркотиков. Настоящий проект реализуется в рамках мероприятий Государственной программы развития образования города Москвы на гг. - «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников и школьников».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Ключевые отличия результатов реализации заявляемого проекта от результатов уже существующих проектов схожей тематики: Цель первичной профилактики злоупотребления ПАВ - предупреждение приобщения к ПАВ и формирование здорового образа жизни. Данный инновационный проект предполагает последовательную реализацию профилактических блоков, где основополагающее значение придаётся формированию здорового образа жизни. Первый блок психологическое и физическое развитие. Он направлен на формирование убеждения в необходимости сохранять и укреплять собственное здоровье, а также освоение правил здорового образа жизни. Второй блок ответственное поведение. Он предполагает обучение адекватному поведению, позволяющему предотвратить знаком­ство с ПАВ. Реализация этого блока может осуществ­ляться за счет организации и проведения ролевых игр, театрализации и т.п. Третий блок информационно-просветительский. Он предполагает распространение правдивых сведений о ПАВ. Возможные формы реализации: выпуск информацион­ных листов, подготовка и раздача листовок, круглые столы и т.п. Четвертый блок досуговый. Он связан с организацией свободного време­ни. Обеспечивается организация и работа различных объединений по интересам, тематических вечеров. Первичная профилактика в сфере образования – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду здорового образа жизни. Мероприятия первичной профилактики направлены на все категории населения, в первую очередь на детей, подростков и молодёжь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц группы повышенного риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Цели инновационного проекта Цель инновационного проекта 1. Совершенствование технологий антинаркотической направленности в рамках позитивно ориентированной профилактической деятельности образовательных учреждений. 2. Укрепление сетевого социального партнерства и межпрофессионального взаимодействия субъектов профилактики. 3. Трансляция инновационного содержания в массовую педагогическую практику, результатом которой станет, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья воспитанников и школьников, а также реализации ФГОС нового поколения. Практическая реализация поставленных целей конкретизируется в движении от локальных педагогических инициатив, которые проходят свое становление как инновационные прецеденты, обеспечивающие новое качество профилактической деятельности на основании новой Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утверждена Минобрнауки РФ,5 сентября 2011г.).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Задачи инновационного проекта 1. Мониторинг рисков формирования аддиктивного поведения среди детей и подростков. 2. Разработка профилактических проектов для различных целевых групп в рамках специально разработанных занятий и занятий, включенных в предметное содержание урока. 3. Развитие профессиональных компетенций педагогов и специалистов через освоение психолого-педагогических технологий профилактики, опирающихся на принципы антропологического подхода. 4. Трансляция практики эффективной профилактической работы в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства субъектов профилактики. Профилактическая деятельность традиционно развивается в четырех направлениях: - профилактическая работа с учащимися (в образовательной среде); - профилактическая работа со значимыми другими лицами учащихся (ЗДЛ) в досуговой сфере, - профилактическая работа с родителями и другими членами семей; - профилактическая работа с педагогами и специалистами образовательных учреждений.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Механизмы реализации инновационного проекта 1. Обучение участников профилактической деятельности в рамках реализации программ повышения квалификации по вопросам профилактики аддиктивного поведения среди детей ми подростков. 2. Формирование и объединение профессиональных сообществ по вопросам профилактики социально-обусловленных заболеваний из числа руководителей образовательных учреждений всех типов, заместителей по учебно- воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов, имеющих опыт разработки и реализации профилактических проектов. 3. Развитие содержания и оформление новых сценариев профилактического проекта. Представление профилактического проекта в рамках сети. 4. Формирование социального партнерства по реализации профилактического проекта. Реализация профилактических мероприятий в раках сетевого взаимодействия. 5. Разработка технологического обеспечения по формированию инфраструктуры профилактики в образовательной среде.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Ожидаемые результаты инновационного проекта Системные эффекты реализации инновационного проекта можно сгруппировать по следующим областям. 1. Становление школы как субъекта профилактики в образовательной среде. Показателями в данном случае будут выступать: а) Профилактические программы образовательных учреждений. б) Проектные инициативы по реализации профилактических мероприятий в образовательных учреждениях. 2. Развитие сетевой инфраструктуры профилактической деятельности образовательных учреждений. Показателем здесь может выступить пакет договоров и соглашений о сотрудничестве (межшкольном, окружном, городском, межрегиональном, международном уровнях). 3. Развитие содержания профилактических проектов и программ. Показателями здесь выступают: описания прецедентов профилактической деятельности, в которых реализуются новые формы организации профилактической работы (специально организованные профилактические занятия, тренинги по развитию специальных навыков, профилактические мероприятия, включенные в тематическое содержание учебных предметов, акции, семейные гостиные, родительские клубы, выставки, фестивали, и др.)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Ожидаемые результаты инновационного проекта 4. Разработка технологий профилактики, реализуемых в образовательной среде. Показателями здесь выступают: описание профилактических технологий и сценариев их реализации для всех основных целевых групп профилактического воздействия. 5. Развитие добровольческого движения среди всех основных целевых групп профилактики. Показателями выступают: инициативные социально ориентированные и профилактические добровольческие проекты, реализуемые как учащимися, так активом педагогов образовательного учреждения и родителей учащихся, результаты участия в творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях, слетах и др. Интегральным практическим результатом реализации проекта будет становление инфраструктуры профилактики, развитие технологий и содержания профилактической деятельности образовательных учреждений округа, а также развитие ее инновационной инфраструктуры в пространстве округа и мегаполиса. Теоретическим результатом будет являться: - описание модели построения профилактических проектов и программ, реализуемых в образовательной среде; - описание регламента организации профилактической деятельности в образовательном учреждении; - описание технологии оценки эффективности профилактической деятельности, реализуемой в образовательном учреждении. Технологическим результатом станет комплекс учебно-методических материалов по организации и оценке профилактической деятельности, реализуемой в образовательной среде.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Состав участников реализации инновационного проекта Научные руководители: Зарецкий Владимир Валентинович – директор ФГБОУ ДПО ««Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи», к.псх.н. Северный Анатолий Алексеевич – зам. директора по научной работе ФГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи», к.м.н. Иовчук Нина Михайловна – д.м.н, проф. МППГУ Научные консультанты: Булатников Александр Николаевич – доцент кафедры наркологии Российской медицинской академии последипломного образования, к.м.н., доцент. Дудко Тарас Николаевич - руководитель Отдела реабилитации Национального научного центра наркологии, д.м.н, проф. Толкачева Ольга Анатольевна зав. кафедрой педагогики и психологии МГГУ им. М.А.Шолохова Егорьевский филиал, к.п.н. Калабалин Антон Семенович – руководитель Педагогического музея А.С.Макаренко, член-корр. Академии педагогических и социальных наук Кораблева Татьяна Федоровна – председатель Международной макаренковской ассоциации, к.филос.н. Кириллина Наталья Капитоновна – доцент кафедры ФГБОУ ДПО ««Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи», к.м.н, психотерапевт. Маллер Александр Рувимович – доцент кафедры коррекционной педагогики ФГАОУ АПКиППРО, к.п.н. Шевченко Юрий Степанович – зав. кафедрой клинической психологии Российской медицинской академии последипломного образования, д.м.н., проф.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Состав участников реализации инновационного проекта Базовые учреждения: ГБОУ СОШ 163 САО, г. Москвы ГБОУ кадетская школа 1702 «Петровский кадетский корпус» САО, г. Москвы ГБОУ ЦО 1490 СВАО, г. Москвы Учреждения сети инновационной площадки: СОУО: ГБОУ специальная школа 1 САО, г. Москвы, ГБОУ СОШ 251, 149, 184, 596, 601, 849, 1250, 11487, 158, 207, 2020, 42 школа-интернат, 1164, СВОУО: 219, 250, 2044, ГБОУ кадетская школа «Героев Космоса» 1783, ГБОУ СОШ 638 Зеленоград, г. Москвы Научно-технические и социальные партнеры проекта: 1) ФГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи» 2) ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО 3) Кафедра педагогики и психологии МГГУ им. М.А.Шолохова Егорьевский филиал 4) Отдел реабилитации национального научного центра наркологии 5) Ассоциация детских психиатров и психологов 6) Педагогический музей А.С.Макаренко 7) Международная макаренковская ассоциация 8) Российская макаренковская ассоциация 9) Объединенная редакция журналов «НаркоНет», «Не будь зависим», «Уберечь детей от наркотиков» 10) Редакция журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков» 11) Издательский дом «Народное образование» НИИ школьных технологий 12) Союз детских и молодежных организаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Предложения по продвижению и тиражированию инновации Продвижение: 1. Реализация на базе инновационной сети профилактических программ и для основных целевых групп (педагогов, учащихся, родителей) для педагогических работников других образовательных учреждений округа и г. Москвы; 2. Включение в предметное содержание учебных программ компонентов профилактики. 3. Формирование нового содержания и разработка или коррекция планов учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, обеспечивающих условия реализации разрабатываемой профилактической модели. 4. Обеспечение реализации профилактического проекта в рамках межпрофессионального взаимодействия внутри образовательного учреждения. 5. Трансляция позитивной практики разрабатываемого проекта в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профилактике злоупотреблений психоактивными веществами среди несовершеннолетних. 6. Создание сети профилактического проекта. 7. Взаимодействие с иными проектами/программами и обеспечение связи путем оказания поддержки в реализации проектов. 8. Проведение общественных кампаний, целью которых будет учащиеся и другие значимые лица, как, например, учителя и родители; и общее распространение информации о первичной профилактике. Тиражирование: г.г. - Формирование межсетевого профессионального взаимодействия и реализация комплекса общесетевых профилактических проектов в частности с использованием ЕОИС (единой образовательной информационной среды) г.г. Наращивание количества общесетевых профилактических проектов и увеличение состава участников профессиональной сети. Апробация технологий по трансляции позитивной профилактической практики г.г. – Реализация трансляции инновационного опыта стажировочных площадок на окружном и городском образовательном уровне.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Необходимые ресурсы, требуемое финансирование и предполагаемые источники финансирования год: Финансирование обеспечивается согласно выделенным ставкам из субсидии ОУ. А). Предполагаемый источник финансирования – стимулирующая часть фонда оплаты труда образовательного учреждения и дополнительное финансирование инновационной деятельности со стороны СОУО, СВОУО, Зеленоградское ОУО ДогМ: оплата специалистов образовательного учреждения и научных руководителей; Б). Требуемое финансирование для проведения: конференций, круглых столов, научно-практических семинаров, методических объединений – СОУО, СВОУО, Зеленоградское ОУО ДогМ и бюджет образовательного учреждения; В). Выездные сессии как форма углубленного погружения в проектную и исследовательскую деятельность – оплачивается родителями; Г). Издание учебно-методических материалов и сборников – источник финансирования: бюджет образовательного учреждения, СОУО ДОгМ, спонсорский взнос. При условии присвоения статуса городской инновационной площадки данный проект финансируется из средств Государственной программы г. Москвы на среднесрочный период ( г.г.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»), мероприятие 03Д0800. «Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К ОНТАКТЫ : Научные руководители проекта: Зарецкий Владимир Валентинович – директор ФГБОУ ДПО ««Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи», Северный Анатолий Алексеевич – зам. директора по научной работе ФГБОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи», к.м.н. тел.: (495) , моб. 8(916) «Сетевые проекты профессионального развития как фактор раскрытия детской одаренности в условиях ФГОС нового поколения» (2012 – 2015 годы)