Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ- компетентности» по программе «Информационные технологии в управлении образованием» Черкасова Елена Михайловна Заместитель директора по учебно-исследовательской работе Чулым 2007 год МОУ СОШ 1
Администрация Информационное пространство школы – это система взаимодействия всех участников образовательного процесса на информационном уровне. Информационное пространство школы – это система взаимодействия всех участников образовательного процесса на информационном уровне. Информат изация ПроцессРазвитие Изменение способов деятельности Изменение мышления Смена состояний Учителя РодителиУчащиеся
Одной из приоритетных задач реформы системы образования России, является повышение эффективности и качества управления на основе внедрения современных информационных технологий, что позволит: использовать внешними пользователями (учреждениями МВД, здравоохранения, военными комиссариатами, налоговой инспекцией, всевозможными фондами и др.) информационный ресурс управления образования, для решения региональных социально-значимых задач. Из Федеральной целевой программы повысить эффективность процесса управления за счет оперативности в получении более достоверной информации о состоянии объектов управления и сокращения времени реакции управления (принятия решения, постановки задач, контроля исполнения); освободить органы управления всех уровней от малопродуктивного рутинного труда по сбору информации и составлении всевозможных отчетов, создав условия для творческого труда; резко сократить бумажные потоки документооборота и перейти на безбумажное делопроизводство; стандартизировать делопроизводство;
обеспечить использование в учебном процессе разнообразных образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду. создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т.п.; предоставить пользователям возможность общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;
Информационная среда образовательного учреждения (ИСОУ) характеризуется рядом признаков и свойств: 1. Выступает условием сложных взаимодействий типа «человек техника», «человек человек», «человек знаковая система», «человек художественный образ». Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию. 2. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. 3. Структура информационной среды в основном определяется необходимостью решения педагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействием участников образовательного процесса. 4. Информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты: Образовательный (учебно-воспитательный процесс); управленческий: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; коммуникационный.
Информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: наличие единой базы данных; ввод данных с возможностью их последующего редактирования; многопользовательский режим использования данных; разграничение прав доступа к данным; использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах; возможность обмена данными между различными прикладными программами, а также с базой данных. С точки зрения видов применяемого программного обеспечения структуру ЕИС можно представить следующим образом:
информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт). программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания, анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.); программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
Формирование базовой информации образовательного учреждения (информация общего доступа) Формирование отчетной документации на основе обработанной в системах и модулях информации Обработка информации общего доступа и конкретизация в системе планирования и управления учебным процессом Передача информации в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса (обработка, архивация и хранение) Работа с информацией общего доступа и конкретизированной (обработанной) информацией из систем администрирования и обеспечения содержания в модулях дополнительного обеспечения
программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год; планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент; распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения,в том числе по управлению процессами информатизации, техническому и методическому сопровождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологий в образовательную практику; регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ИСОУ, графики работы компьютерного оборудования.
Выделить общие потоки базовой наиболее формализующейся информации Представить структуру информационного пространства и всех его информационных уровней и подуровней Определить: состав участников информационного пространства (из числа участников учебного процесса) степень их заинтересованности и формы взаимодействия в информационном поле образовательного учреждения
обеспечение мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке четкое и ясное разделение всего объема информации по исполнителям сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности поддержка традиционной методики работы с информацией всех пользователей – работников учреждений образования обеспечение функциональной надежности информационных модулей дополнительного обеспечения взаимообмен между информационными модулями и основными информационными системами «доступность» необходимой информации для родителей подготовка и передача необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием
Определить систему задач, которые будут решаться в условиях информационной среды. Определить круг участников образовательного процесса, вовлеченных в пользование ресурсами и сервисами информационной среды. Подобрать программное обеспечение, наиболее полно отвечающее педагогическим задачам, решаемым в условиях информационной среды. Выбрать наиболее оптимальное техническое решение для создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, что любая техническая система нуждается в обслуживании. Продумать форму подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы. Определить порядок проведения работ по созданию информационной среды, а также продумать все необходимые финансово-хозяйственные вопросы.
Ожидаемые результаты Внедрение в учебный процесс современных электронных средств поддержки и сопровождения образовательного процесса Создание и обновление школьного сайта Организация электронной библиотеки Обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам Формирование информационно-насыщенного пространства школы Повышение качества обучения