Коррекционные пути в формировании «ядра» читательской компетентности у «особого» ребёнка Я ощущаю себя учителем И в печалях, и в торжестве. Я учитель,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Advertisements

Баркова Наталья Леонидовна, учитель-логопед МОУ СОШ 17.
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Педагогическая мастерская. Виды трудности при обучении письму и их возможные причины. 1.Трудность формирования зрительного образа буквы. -Недостаточная.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Фестиваль педагогических идей учебный год «Повышение качества образования через саморазвитие педагога»
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Детский центр «Я и мама» Родионова Наталья Александровна.
ЦЕЛЬ: коррекция и профилактика речевых нарушений Задача 1. Комплексное обследование (логопед, психолог, учитель, врач) Задача 2. Организация коррекционных.
Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.
Учитель– логопед высшей квалификационной категории ШАФЕЕВА Каринэ Владимировна ГБОУ Школа 2114, ЮЗАО структурное подразделение 1071.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Транксрипт:

Коррекционные пути в формировании «ядра» читательской компетентности у «особого» ребёнка Я ощущаю себя учителем И в печалях, и в торжестве. Я учитель, друзья! Я учитель! Навечно вызванный к доске. Учитель начальных классов Турчанинова Зоя Анатольевна

Направление педагогической деятельности – поиск эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: организовать обучение, ориентированное на развитие психических функций и усвоение программного материала; использовать резервы, возможности организма в компенсации его дефекта; соблюдать охранительный педагогический режим; построить систему последовательной коррекционной работы.

«Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Ананьев Б.Г. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Сухомлинский В.А.

Коррекционно-развивающая работа по устранению нарушений чтения – основа для формирования «ядра» читательской компетентности у детей с ОВЗ Чтение – ключевая форма речевой деятельности, выполняющая важнейшие психологические и социальные функции. Чтение является инструментом психологической, коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта. Диагностическо-аналитическая работа показала: 1. речевое развитие и чтение играет огромную роль в формировании человека, как саморазвивающейся личности; 2. речевое развитие и чтение имеет основное значение для успешной реабилитации и адаптации ребёнка к жизни в обществе.

ПРОБЛЕМА: Многочисленность ошибок в значительной степени затрудняет понимание читаемого текста ВОПРОС: Как организовать комплексную помощь, выбрать наиболее эффективную форму организации этой работы? ПОИСК ПУТЕЙ: Изучить специальную литературу о причинах возникновения нарушений чтения. Систематизировать виды трудностей при обучении чтению. Наметить направления профилактической работы по предупреждению ошибок чтения. Определить виды заданий и типы коррекционно- развивающих упражнений. Разработать коррекционный маршрут для каждого ребенка.

Разработка комплексной программы помощи. С целью изучения проблемы и разработки эффективной коррекционно – развивающий работы был дан: 1. Запрос психологу по оценке уровня актуального развития, по выявлению сильных и слабых аспектов в развитии учащихся. 2. Запрос логопеду по обследованию детей. 3. Запрос медицинскому работнику.

Формированию информационного блока способствовало следующее: Сотрудничество с психологом и логопедом. Работа в МО учителей начальных классов. Самоанализ профессиональной деятельности: систематизирована и обобщена работа по обучению детей с ОВЗ элементарному чтению, по коррекции и развитии звукопроизношения, слухового восприятия, интереса к обучению. Изучение специальной литературы по проблеме «Диагностика, коррекция и предупреждения нарушений в чтении и читательском развитии у детей».

ВЫВОД: Знания о причинах возникновения нарушений чтения и о путях коррекции позволяет учителю правильно выстраивать образовательные маршруты с учетом имеющих проблем и обеспечивает квалифицированную консультативную помощь родителям.

Причины трудностей обучения письму и чтению Внешние (экзогенные) факторы: - экологические; - социальные; -экономические; - социокультурные; - школьные факторы риска: стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований Внутренние(эндогенные) факторы: - генетические; - патология беременности, родов, раннего развития; - нарушения (несформированность) нейросенсорного развития: дисфункции мозга, несформированность коры, регуляторных структур мозга, возрастная несформированность познавательного развития

ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ Дислексия развития, неосложненная У детей с интеллектуальной нормой и отсутствием симптомов недоразвития устной речи, дефектов зрения и слуха и системой обучения, отвечающей государственному образовательному стандарту Дислексия развития, осложненная У детей с ЗПР У детей с УО У детей с ОНР Неспецифические нарушения чтения Дидактогенные (нерегулярные посещения школы, неадекватная методика обучения, низкий профессиональный уровень обучения) Обусловленные недоразвитием устной речи Обусловленные ЗПР (смешанного типа) Обусловленные УО Обусловленные другими сенсорными психическими нарушениями и заболеваниями

Виды трудностейВозможные причиныТип трудностей Плохо запоминает конфигурацию- недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения - Специфические - Неспецифические Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении) - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения - Специфические - Неспецифические Перестановка букв при чтении (рак- кар, нос-сон) - недостаточная сформированность зрительного восприятия - Специфические Замены букв, неправиль­ное произношение при чтении - недостаточная сформированность звуко- буквенного анализа, нарушения произношения, трудности арти­куляции - Специфические Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно) - недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия - недостаточная зрелость коры головного мозга - Специфические Пропуски слов, букв («не­ внимательное» чтение) - функциональная слабость центральной нервной системы - трудность концентрации внимания - выраженное утомление - Неспецифические Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («споты­ кающийся ритм») - форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) - Неспецифические Быстрый темп чтения, но плохое восприятие про­читанного («механичес­кое» чтение) - форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) - Неспецифические Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвиже­ния в течение года) - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность звуко- буквенного анализа, артикуляции - трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) - Специфические - Неспецифические Медленный темп чтения (есть продвижение в те­чение года) индивидуальные особенности темпа деятельности- Неспецифические

АКТУАЛЬНОСТЬ: работа над данной проблемой позволила найти пути коррекции; углубило знание о причинах нарушений чтения; позволило построить последовательную систему специальных коррекционно – развивающих упражнений.

Направление профилактической работы по предупреждению ошибок чтения: 1. Формирование звукопроизношения и развитие фонематического слуха. 2. Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв. 3. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. 4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5. Расширение словарного запаса и обогащения активного словаря, развитие связной речи.

Виды заданий для профилактики и коррекции нарушений чтения: задания по предупреждению ошибок чтения на уровне буквы; задания по предупреждению ошибок чтения на уровне слога; задания по предупреждению ошибок чтения на уровне слова; задания по предупреждению ошибок чтения на уровне текста.

Задачи специальных упражнений: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов; дифференциация сходных единиц чтения; закрепления в памяти слогов и слов, читаемых глобально; слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова; совершенствование произносительных навыков.

Обязательные этапы каждого урока чтения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса (использование элементов логопедической методики); чтение блоков букв, сочетаний, слов, предложений (с учетом ранее выявленных дефектов речи); отработка дикции (чистоговорки, начиная с 1 строки, добавляя каждый раз); коррекционные упражнения (например, упражнения с таблицами Шульте на развития поля чтения); интонационные разминки.

Динамические паузы на уроках чтения: обыгрывание с детьми потешек, речёвок, стихов в сочетании с движениями и музыкой; пальчиковые игры; речедвигательные игры с мячом; кинезиологические упражнения.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции применяются различные техники игрового обучения: «игра в прятки», «мнимое слово», «фотоглаз» синхронное чтение «буксиром» «подскажи словечко».

Урок чтения

Результаты коррекционно-развивающей работы: 1. Позитивная динамика обученности по чтению. 2. Диплом II степени на районном фестивале «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Участие в конкурсе чтецов внутри школы. Призовые места. 4. На районном семинаре при посещении урока чтения и развития речи дана положительная оценка работе учителя и детей. 5. Активное участие детей в проведении школьных мероприятий в роли ведущих и участников. Участие в культурных мероприятиях по месту проживания. 6. Положительная динамика в читательском развитии учащихся с УУО.

Мне говорят: Побереги себя, Всех не спасешь от бед и не накормишь, Бессмысленно ко всем бежать на помощь, На всех смотреть любя. Мне говорят: Чужое не болит, И за чужих детей мы не в ответе. Но разве в мире есть чужие дети? Но разве в мире есть чужие беды?