Коррекционные пути в формировании «ядра» читательской компетентности у «особого» ребёнка Я ощущаю себя учителем И в печалях, и в торжестве. Я учитель, друзья! Я учитель! Навечно вызванный к доске. Учитель начальных классов Турчанинова Зоя Анатольевна
Направление педагогической деятельности – поиск эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: организовать обучение, ориентированное на развитие психических функций и усвоение программного материала; использовать резервы, возможности организма в компенсации его дефекта; соблюдать охранительный педагогический режим; построить систему последовательной коррекционной работы.
«Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Ананьев Б.Г. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Сухомлинский В.А.
Коррекционно-развивающая работа по устранению нарушений чтения – основа для формирования «ядра» читательской компетентности у детей с ОВЗ Чтение – ключевая форма речевой деятельности, выполняющая важнейшие психологические и социальные функции. Чтение является инструментом психологической, коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта. Диагностическо-аналитическая работа показала: 1. речевое развитие и чтение играет огромную роль в формировании человека, как саморазвивающейся личности; 2. речевое развитие и чтение имеет основное значение для успешной реабилитации и адаптации ребёнка к жизни в обществе.
ПРОБЛЕМА: Многочисленность ошибок в значительной степени затрудняет понимание читаемого текста ВОПРОС: Как организовать комплексную помощь, выбрать наиболее эффективную форму организации этой работы? ПОИСК ПУТЕЙ: Изучить специальную литературу о причинах возникновения нарушений чтения. Систематизировать виды трудностей при обучении чтению. Наметить направления профилактической работы по предупреждению ошибок чтения. Определить виды заданий и типы коррекционно- развивающих упражнений. Разработать коррекционный маршрут для каждого ребенка.
Разработка комплексной программы помощи. С целью изучения проблемы и разработки эффективной коррекционно – развивающий работы был дан: 1. Запрос психологу по оценке уровня актуального развития, по выявлению сильных и слабых аспектов в развитии учащихся. 2. Запрос логопеду по обследованию детей. 3. Запрос медицинскому работнику.
Формированию информационного блока способствовало следующее: Сотрудничество с психологом и логопедом. Работа в МО учителей начальных классов. Самоанализ профессиональной деятельности: систематизирована и обобщена работа по обучению детей с ОВЗ элементарному чтению, по коррекции и развитии звукопроизношения, слухового восприятия, интереса к обучению. Изучение специальной литературы по проблеме «Диагностика, коррекция и предупреждения нарушений в чтении и читательском развитии у детей».
ВЫВОД: Знания о причинах возникновения нарушений чтения и о путях коррекции позволяет учителю правильно выстраивать образовательные маршруты с учетом имеющих проблем и обеспечивает квалифицированную консультативную помощь родителям.
Причины трудностей обучения письму и чтению Внешние (экзогенные) факторы: - экологические; - социальные; -экономические; - социокультурные; - школьные факторы риска: стресс, интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований Внутренние(эндогенные) факторы: - генетические; - патология беременности, родов, раннего развития; - нарушения (несформированность) нейросенсорного развития: дисфункции мозга, несформированность коры, регуляторных структур мозга, возрастная несформированность познавательного развития
ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ Дислексия развития, неосложненная У детей с интеллектуальной нормой и отсутствием симптомов недоразвития устной речи, дефектов зрения и слуха и системой обучения, отвечающей государственному образовательному стандарту Дислексия развития, осложненная У детей с ЗПР У детей с УО У детей с ОНР Неспецифические нарушения чтения Дидактогенные (нерегулярные посещения школы, неадекватная методика обучения, низкий профессиональный уровень обучения) Обусловленные недоразвитием устной речи Обусловленные ЗПР (смешанного типа) Обусловленные УО Обусловленные другими сенсорными психическими нарушениями и заболеваниями
Виды трудностейВозможные причиныТип трудностей Плохо запоминает конфигурацию- недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения - Специфические - Неспецифические Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении) - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения - Специфические - Неспецифические Перестановка букв при чтении (рак- кар, нос-сон) - недостаточная сформированность зрительного восприятия - Специфические Замены букв, неправильное произношение при чтении - недостаточная сформированность звуко- буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции - Специфические Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе - трудно) - недостаточная сформированность зрительно- пространственного восприятия - недостаточная зрелость коры головного мозга - Специфические Пропуски слов, букв («не внимательное» чтение) - функциональная слабость центральной нервной системы - трудность концентрации внимания - выраженное утомление - Неспецифические Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («споты кающийся ритм») - форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) - Неспецифические Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) - форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) - Неспецифические Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность звуко- буквенного анализа, артикуляции - трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) - Специфические - Неспецифические Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) индивидуальные особенности темпа деятельности- Неспецифические
АКТУАЛЬНОСТЬ: работа над данной проблемой позволила найти пути коррекции; углубило знание о причинах нарушений чтения; позволило построить последовательную систему специальных коррекционно – развивающих упражнений.
Направление профилактической работы по предупреждению ошибок чтения: 1. Формирование звукопроизношения и развитие фонематического слуха. 2. Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв. 3. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. 4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5. Расширение словарного запаса и обогащения активного словаря, развитие связной речи.
Виды заданий для профилактики и коррекции нарушений чтения: задания по предупреждению ошибок чтения на уровне буквы; задания по предупреждению ошибок чтения на уровне слога; задания по предупреждению ошибок чтения на уровне слова; задания по предупреждению ошибок чтения на уровне текста.
Задачи специальных упражнений: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов; дифференциация сходных единиц чтения; закрепления в памяти слогов и слов, читаемых глобально; слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова; совершенствование произносительных навыков.
Обязательные этапы каждого урока чтения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса (использование элементов логопедической методики); чтение блоков букв, сочетаний, слов, предложений (с учетом ранее выявленных дефектов речи); отработка дикции (чистоговорки, начиная с 1 строки, добавляя каждый раз); коррекционные упражнения (например, упражнения с таблицами Шульте на развития поля чтения); интонационные разминки.
Динамические паузы на уроках чтения: обыгрывание с детьми потешек, речёвок, стихов в сочетании с движениями и музыкой; пальчиковые игры; речедвигательные игры с мячом; кинезиологические упражнения.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции применяются различные техники игрового обучения: «игра в прятки», «мнимое слово», «фотоглаз» синхронное чтение «буксиром» «подскажи словечко».
Урок чтения
Результаты коррекционно-развивающей работы: 1. Позитивная динамика обученности по чтению. 2. Диплом II степени на районном фестивале «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Участие в конкурсе чтецов внутри школы. Призовые места. 4. На районном семинаре при посещении урока чтения и развития речи дана положительная оценка работе учителя и детей. 5. Активное участие детей в проведении школьных мероприятий в роли ведущих и участников. Участие в культурных мероприятиях по месту проживания. 6. Положительная динамика в читательском развитии учащихся с УУО.
Мне говорят: Побереги себя, Всех не спасешь от бед и не накормишь, Бессмысленно ко всем бежать на помощь, На всех смотреть любя. Мне говорят: Чужое не болит, И за чужих детей мы не в ответе. Но разве в мире есть чужие дети? Но разве в мире есть чужие беды?