Мой Иркутск Программа элективного курса для обучающихся в классах Составитель: Бавкум Л. А., учитель географии МАОУ г. Иркутска СОШ 63
Содержание Паспорт Рецензии3-5 Пояснительная записка6 -8 Учебно-тематический план Ожидаемые результаты15 Литература для учителя16 Литература для учащихся17 Приложение: Анкетирование18 -19
Содержание Материалы к занятиям: Что такое город?20 Иркутск дореволюционный Технология «Рефлексивная мишень Сценарий защиты проекта32 Технология «Острова»33 Рельеф города Иркутска (кроссворд)34 Рельеф города Иркутска Климат города Иркутска
Содержание Грозит ли потепление городу Иркутску? Зимний полевой тур «Снег» Поверхностные воды Поход в музей84 Население85-86 Промышленность87 Географическое пополнение. Тур «Поход в музей» Возраст спустя: «+» и «-» Откуда на Ангаре мазутные пятна
Содержание Акция «Сибиряки» Улицы города Иркутска Викторина «Вечно юный и древний Иркутск» Инфраструктура186 Игра «Что, где, когда?» Я хочу жить в Иркутске.200
Пояснительная записка. Данная программа знакомит с географическим положением и историей хозяйственного становления города. В процессе изучения курса учащиеся получат сведения о населении, основных отраслях экономики, рельефе, климате, минерально- сырьевых и других ресурсах, определяющих основные направления социально-экономического развития города. Прав был М. И. Калинин, сказавший в своё время: «Воспитание патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины». Краеведение – для учителя путь к научной исследовательской работе; в процессе краеведческой работы происходит самостоятельное усвоение детьми учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни, идёт подготовка к практической деятельности, расширяются общеобразовательные знания.
Акцент Развитие качеств личности гражданина мира: толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способы её решения); коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности); способности к проектированию при выборе решений и способов действий.
Особенности курса. 1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? Рассказать о необыкновенных уголках г. Иркутска, разбудить в душе учащихся чувство преклонения перед бесконечным разнообразием и несравненной красотой природы. Расширить кругозор учащихся. 2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Оно вообще не представлено в базовых курсах.
Особенности курса 3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? Подача материала построена в форме путешествия. 4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? Вводная часть, разделы: рельеф, климат, история, административно- территориальное деление, ископаемые ресурсы, экономика, транспорт, социальная сфера, религия, международные отношения, перспективы. 5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? 34 часа
Особенности курса 6. Каким учебным и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материалы)? Интернет, фонд библиотеки. 7.Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием Работа в малых группах, работа с источниками информации, презентация. 8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? Структурализация, систематизация, публичное выступление 9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? Подбор материала, определение форм отчётности по своей части, его оформление, создание презентации.
Особенности курса 10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? Технология «Мини-сочинение» 11.Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? Технология «Острова» 12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? Презентация
Цели: 1. показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии; 2. привить навыки самостоятельной работы; 3. сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация); 4. формировать теоретические и практические умения учебной деятельности; 5. использовать информационные технологии; 6. дать целостное представление о мире; 7. воздействовать на эмоционально-чувственную сферу; 8. способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию; 9. развивать критическое и творческое мышление; 10. способствовать развитию диалого-лингвистических способностей; 11. готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс
Цели: Учащиеся должны иметь представление: об интересных уголках г. Иркутска, рельефе, ископаемых ресурсах, климате, населении, религии, административно-территориальном делении, экономике, транспорте, сфере услуг, международных отношениях; природа как материальная, научная и эстетическая ценность Знать: как создавались творения природы и человека; что они значили, для своих современников, и что от них осталось. Уметь: восторгаться и восхищаться художественному совершенству природы, творению человека; работать в малых группах; оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса работать в группе по решению познавательных задач Иметь опыт работы: с разными источниками информации; взаимодействия, основанного на бесконфликтности
Ожидаемые результаты. Результатом самостоятельной работы учащихся с разными источниками информации является проект. Учащиеся имеют представление: об интересных уголках г. Иркутска, о выдающихся достижениях природы; населении, хозяйстве; природа как материальная, научная и эстетическая ценность Знают: как создавались эти творения; что они значили, для своих современников, и что от них осталось. Умеют: работать в малых группах; оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса работать в группе по решению познавательных задач Имеют опыт работы: с разными источниками информации; взаимодействия, основанного на бесконфликтности.
Спасибо за внимание!