Формирование иноязычных коммуникативных умений у обучающихся (говорение, чтение, письмо, аудирование) Селиванова Е.С. МОУ «СОШ 31»
Цель работы: Выделить основные составляющие коммуникативной компетенции Проиллюстрировать процесс её формирования на примере аудирования
Коммуникативная компетенция - способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах.
Функции коммуникативной компетенции Информационная Этикетная Регулятивная Эмоционально-оценочная
Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на извлечение информации, которая содержится в письменном тексте (речевом произведении).
Виды чтения: Изучающее - это чтение со стопроцентным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста. Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Это чтение без выписок, для удовольствия. Просмотровое – мы бегло просматриваем текст, отмечаем интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решаем, нужен нам этот текст или нет. Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте.
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, с помощью которого (совместно с аудированием) осуществляется устное (вербальное) общение
Виды устной речи: Диалогическая Монологическая реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. большая композиционная сложность, требующая завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Уровни: Начальный (ответы на вопросы при отсутствии или наличии опор, но обязательно с участием преподавателя); Средний (опора на текст, средства наглядности); Самостоятельный (отсутствие опор, кроме знаний по предмету высказывания; использование в речи сложных предметно- смысловых конструкций).
Письмо - деятельность, направленная на графическую фиксацию речи ее элементов.
Виды письменной речи: репродуктивная (изложение прочитанного или прослушанного) продуктивная (собственная речь, описание, повествование) жанры: конспекты статей, лекций, разделов учебника, тезисы, планы, рефераты жанры: письмо, записка, заметка, статья, заявление, объяснительная записка, отчет
Аудирование - рецептивная деятельность, представляющая собой одновременное восприятие и понимание звучащей речи, дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.
непосредственное опосредованное диалогическое общение, слушание устных выс казываний выступающих в аудитории аудирование радио- телепередач
Пути обучения аудированию: обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений необходимость сочетания упражнений в аудировании с элементами говорения, чтения, и письма.
Группы упражнений для аудирования: подготовительные речевые
Некоторые типы подготовительных и речевых упражнений: 1. Упражнения для развития фонематического слуха и механизма внутреннего проговаривания (языковые): - Прослушайте и повторите несколько пар слов: bad/bed, cook/cock, be /bee, hot/hat.
2. Упражнения на развитие интонационного слуха и механизма сегментации речевой цепи (языковые): - Прослушайте предложение, разбейте его в графическом ключе на синтагмы. - Прослушайте пары предложений, поставьте знак +, если они одинаковы, и -, если они разные (The weather is good today. Is the weather good today?).
3. Упражнения на развитие механизма оперативной памяти (предречевые): - Прослушайте ряд слов. Повторите их в данной последовательности. - Слушайте и повторяйте. - Прослушайте фразы, соедините их в одно предложение.
4. Упражнения на развитие языковой догадки и механизма вероятностного прогнозирования (предречевые): - Прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом - ment. - Вам знакомо слово teacher. Постарайтесь понять значение слова player.
5. Упражнения на развитие механизма эквивалентных замен (предречевые): - Сложное предложение переделайте в простое (или наоборот); - Выразите эту мысль по-другому.
6. Упражнения на материале текста (речевые): - Прослушайте название и скажите, о чём пойдёт речь в тексте; - Назовите персонажей текста; - Каким вы видите окончание текста?
Благодаря аудированию мы: Формируем Учим Развиваем фономатические, лексико- грамматические компетенции. культуре речи память, воображение, восприятие, мышление
Спасибо за внимание!