Уровни развития муниципальной образовательной сети: критерии сформированности и показатели проявления. «Любое устройство будет работать лучше, если его включить в СЕТЬ…………..» 25 ноября 2008 г.
Новое качество образования, соответствующее требованиям времени, невозможно без нового качества системы образования на всех уровнях
Отказ от практики организации полноценного образовательного процесса по школоцентристскому принципу и переход к приоритетному удовлетворению потребностей ребенка в полноценном развитии средствами образования в сети всех образовательных учреждений на территории его проживания. Основная идея оптимизации
Предназначение (цели) сетевого взаимодействия Развитие конкретной сети, изменение свойств основных объектов сети имеет своей целью создание условий для решения общих стратегических задач модернизации российского образования: повышения доступности качественного образования; повышения качества общего и профессионального образования; использования преимуществ нормативного бюджетного финансирования; обеспечения системы образования высокопрофессиональными кадрами; модернизации управления образованием.
Условия результативной реструктуризации Реструктуризация сети образовательных учреждений приведет к реализации указанных целей при двух основных условиях: 1. если будет решена задача построения оптимальной сети ОУ; 2. если будет использован потенциал реструктурированной сети ОУ.
Повышение доступности качественного образования возможно за счет интеграции ОУ общего образования через создание вариативных моделей различных базовых школ (ресурсных центров)
В условиях оптимизации сетей образовательных учреждений муниципальных образований ресурсные центры становятся точками роста нового образовательного пространства МОС
Муниципальная система образования Система образовательных учреждений и система служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей муниципального образования
Система образовательных учреждений и система служб, обеспечивающих выявление, анализ, и обеспечение разнообразных потребностей обучающихся. Система функционирования и развития единой образовательной среды взаимодействия субъектов. Система критериев оценки деятельности этих учреждений и служб (методические, психологические, социологические) с учетом современных подходов к понятию «качество образования» Муниципальная образовательная сеть
Критерии эффективности сетевых моделей (требования, предъявляемые к образовательным сетям) по мощности – наличие мощности, достаточной для получения образовательной услуги всеми учащимися муниципалитета; по полноте предлагаемых услуг – включение в учебные планы предпрофильной подготовки и профильного обучения курсов по выбору всех трех видов; по вариативности – обладание таким количеством курсов по выбору, чтобы у учащихся был выбор места, продолжительности изучения курса, режима занятий (особенно по востребованным направлениям обучения); по доступности – непосредственная или «виртуальная» близость для учащихся места проведения курсов; по гибкости – возможность быстрой и экономической перестройки в соответствии с изменением ситуации; по надежности функционирования – отсутствие сбоев, максимальное и качественное удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
При каком способе организации сети учреждений образования возможно построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором можно было бы реализовать ключевые идеи концепции модернизации российского образования – доступность, качество, эффективность?
Эффективность муниципального управления Успешность выполнения задач, связанных с обеспечением социальной функции образования: Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; Формирование практики социализации и воспитания подрастающего поколения; Превращение образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности
Уровни становления образовательных сетей Уровень информации, когда образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними налажены действенные информационные потоки. Уровень распределения обязанностей, предполагающий разнообразие школ, их направленность на удовлетворение разных образовательных потребностей граждан. Уровень формирования социально- педагогических норм. Это когда школам удается договориться об общих критериях оценки друг друга (здоровье учащихся, компьютерная грамотность и пр.).
Уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями Уровень реализации образовательных программ - ученик может выбрать, в каких нескольких школах он хотел бы учиться
Показатели сформированности Уровень информации 1. Наличие сайта (органа, осуществляющего управление в сфере образования; каждого ОУ, ресурсного центра и др.) 2. Наличие образовательной карты МОС 3. Организация информационных мероприятий (дни «открытых дверей», муниципальные родительские собрания, публичные презентации содержательных и целевых особенностей образовательных услуг ресурсного центра) 4. PR-компании (статьи в СМИ о преимуществах сетевой организации; буклеты; статьи научного и практико- ориентированного содержания; справочно-информационные сборники и др)
Уровень информации 5. Обновление (не менее двух раз в год) информации об особенностях образовательных программ, реализуемых в РЦ: Наименование образовательной программы; Цели образовательной программы; Особенности реализации (базовый режим и др.); Продолжительность в часах; Место реализации образовательной программы; Кто осуществляет руководство процессом освоения образовательной программы (педагог, профильный специалист); Ф.И.О.сетевого координатора, его координаты 6. Наличие и постоянное пополнение банка данных курсов по выбору, элективных и профильных курсов. Показатели сформированности
Уровень распределения обязанностей 1.Наличие программы оптимизации МОС, определяющей организационно- функциональное строение сети 2.Наличие системы договорных отношений между всеми структурными подразделениями сети 3.Наличие в МОС разнообразных сетевых единиц
Показатели сформированности Уровень формирования социально- педагогических норм 1.Наличие образовательной программы МОС, как некого «стандарта качества», понимаемого и разделяемого всеми участниками сетевого взаимодействия 2.Наличие в МОС программы мониторинговых исследований мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников 3.Структура «портфолио», принятая в данной МОС
Показатели сформированности Уровень ресурсного обмена между образовательными учреждениями. 1. Наличие у учреждений сети общих ресурсов разного типа (общая сетевая библиотека, финансы, кадры и пр.). 2. Наличие сетевого учебного плана 3. Наличие сетевого расписания 4. Наличие сетевого координатора
Показатели сформированности Уровень реализации образовательных программ 1. Наличие нормативно-правового обеспечения (положения о ресурсном центре, профильном классе, договоров с другими образовательными учреждениями, положения о порядке приема обучающихся в профильные классы и группы и т.д.). 2. Наличие источников дополнительного финансирования (использование стимулирующей части НСОТ, надбавок; оплата деления классов на подгруппы и т.д.) 3. Обеспечение подвоза учащихся 4. Наличие корпуса педагогических кадров (повышение квалификации педагогов организация на базе РЦ мастер-классов, семинаров) 5. Выявление образовательных потребностей обучающихся с учетом социально-экономических условий
Показатели сформированности Уровень реализации образовательных программ 1. Использование дистанционных форм организации обучения 2. Реализация образовательной модели, основанной на индивидуальных учебных планах обучающихся 3. Преобладание тьюторских моделей взаимодействия педагога и учащегося
Прогнозируемый результат сетевого взаимодействия Сети образовательных учреждений подстраиваются под типологии индивидуальных образовательных программ школьников Значительное увеличение количества школьников, получающих образование в условиях, соответствующих современным требованиям