Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса Деятельность Действия Операции Теория Методика Технология Критерии Показатели Оценка эффективности эффективности результата (качества) Теория - описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, задачи, принципы и т. п. Методика - характеризует выполнение определенных действий в поставленной цели, Технология - конкретные приемы, их этапы и последовательность.
Общение в педагогическом процессе выступает как: средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации взаимоотношений воспитателя и вос питанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспита ния и развития.
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная на правленность личности, преодолеваются психологические барьеры, складываются межличностные отношения в учени ческом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.); создаются возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.
Уровни и типы педагогического взаимодействия Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия. УровниПроисходящие процессы 1Взаимодействие человека с самим собой Самопознание, самопроектировамие, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самим собой записи конструктивность ее отношений с окружающими 2Взаимодействие человека с другим че ловеком Три уровня общения: - другая личность более значима, - - равноправность партнеров. - - мнение другой личности не играет никакой роли. Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда другого будешь воспринимать как себя 3Взаимодействие с определенной системой Ученик вступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив
Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. 1) учитель - «Я»; 2) учитель - учитель; 3) учитель- ученик; 4) учитель - группа учащихся; 5) учитель - ученическое самоуправление; 6) учитель - родитель.
Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень, развития таких его характеристик, как: - взаимопознание, - взаимопонимание, - взаимоотношение, - взаимовлияние. Типы взаимодействия при этом следующие: - сотрудничество, - диалог, - соглашение, - опека, - подавление, - конфликт, - индифферентность, - конфронтация.