Разработка управленческих решений
Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Параметры УР: по целям; по последствиям; по разделению труда; по профессионализму.
Аспекты УР: Психологический аспект Информационный аспект Юридический аспект Организационный аспект
Требования к УР: всесторонняя обоснованность своевременность полнота содержания полномочность согласованность с ранее принятыми решениями непротиворечивость самого решения
Специфика решений в системе государственного управления
Классификация управленческих решений: По причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные. По времени действия: оперативные, тактические, стратегические. По организации принятия решений: индивидуальные, коллективные, коллегиальные. По степени новизны: традиционные, оригинальные.
По организации принятия решений: индивидуальные; коллективные; коллегиальные. По степени регламентации: нормативные; ориентирующие; рекомендующие. По способу фиксации: письменные, устные, электронные.
По содержанию: решения, имеющие количественные характеристики; решения, не имеющие количественных характеристик. По функциональной направленности: планирующие, организующие, координирующие, информирующие. От системы оценки альтернатив (числа критериев): однокритериальные; многокритериальные. По способу выработки: интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.
Формы разработки и реализации УР: организационно-правовые; распорядительные; справочно-информационные.
Этапы процесса разработки и принятия управленческого решения: Выявление и описание проблемной ситуации, ее прогноз Анализ состояния внутренней и внешней среды организации Формулировка целей разработки УР Оценка времени и ресурсов, необходимых для разработки УР Разработка альтернативных вариантов УР Оценка альтернатив и прогнозирование ситуации, определяющей последствия реализации альтернатив Выбор альтернатив, разработка и принятие (согласование и утверждение) решения Контроль реализации решения Оценка эффективности
Влияние человеческого фактора на процесс принятия управленческого решения субъективная рациональность ограниченная рациональность
Психологические эффекты во взаимоотношениях руководителя с сотрудниками и контрагентами: эффект ореола эффект первого впечатления эффект новизны
Психологические факторы разработки и реализации управленческих решений:
Стратегическое планирование характеризуется четырьмя составляющими: по потребности по технологии по типу клиента по географическому району
Факторы внешней среды организации подразделяют на: факторы косвенного действия; факторы прямого действия. Факторы внутренней среды организации. Внутренняя среда организации - это совокупность управляемых субъектом элементов, которые также можно подразделить на факторы прямого и косвенного действия.
Позиции анализ факторов внутренней среды: Производство Продукция Маркетинг Финансы Организационная структура и управление Кадровая система Информационное обеспечение Инновационная составляющая
Позиции предварительной диагностики организации: финансово-экономическое положение организации структура ее собственности номенклатура и объемы продукции/услуг рынок поставщики и конкуренты организация службы маркетинга система взаимоотношений принятая в организации система планирования степень развитости информационной системы качественные характеристики персонала
Этапы SWOT-анализа: 1.Формирование команды для структуризации и оценки факторов. 2. Структуризация факторов на основе предварительного анализа их важности и влияния/ возможного влияния на процесс достижения цели. 3.Выбор системы оценки факторов и оценка факторов. 4.Синтез факторов - соединение существенных факторов в аспекте достижения цели. 5. Разработка сценариев достижения цели.
Технология и методы анализа и диагностики проблемной ситуации
Б.Г. Литвак выделяет следующие этапы анализа проблем: Предвидение проблем; Выявление проблем; Диагностика; Систематизация и классификация проблемы.
О.А.Кулагин выделяет два основных этапа: выявление проблемы; диагноз проблемы.
В.С.Юкаева выделяет следующие этапы работы с проблемой: разделение проблемы на части; выделение основных и второстепенных характеристик проблемы; установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы; прогнозирование и анализ требуемых действий; разработка рекомендаций к действиям.
При анализе проблемной ситуации следует помнить: если имеется целый комплекс проблем, следует составить иерархию остроты проблем; следует четко определиться в отношении факторов проблемы - симптом это или причина проблемы; следует помнить, что как во внешней, так и во внутренней среде организации есть управляемые факторы, а есть неуправляемые (иначе поддающиеся управленческому воздействию и слабо или совсем не поддающиеся воздействию факторы), например, внутренние регламенты в организации изменяемы, а законодательство организация не может изменить под ситуацию; при анализе проблемной ситуации и выявлении последствий ее существования, следует мыслить системно (системный подход - решение в одной области отражается, как правило, на всех элементах системы); после окончания диагностики проблемной ситуации, следует сразу же установить ограничения по ее решению, в качестве ограничений могут выступать: время, ресурсы, недостаточная квалификация самого ЛПР и сотрудников; законодательство, ограничение финансовых средств и т.д.).
Методы анализа и диагностики проблемной ситуации: двухуровневое анкетирование; факторный анализ, в том числе NPEST и SWOT-анализ; многомерное шкалирование; -разработка сценариев возможного развития ситуации (метод прогнозных сценариев); -метод «Дельфи»; -метод коллективной генерации идей (мозговой штурм) и методики психологической активизации творческого мышления.
Неопределенность - характеристика системы (ситуации), связанная с неоднозначностью ее развития и развития внешней среды. По основанию неопределенности проблемные ситуации подразделяются на: детерминистическая ситуация; неопределенная ситуация; рискованная ситуация.
1 1 Управление рисками: распознание, анализ и оценка риска; разработка осуществление мер по предупреждению, минимизации и страхованию рисков; кризисное управление.
Методы выбора альтернатив в процессе принятия управленческих решений: Метод платежной матрицы Метод максимина, минимакса и максимакса Метод «затраты-прибыль»/ «стоимость-выгода»
Организация и контроль исполнения решений: Под организацией применительно к УР понимается комплекс работ по х подготовке к реализации и организация исполнения решения. Основные стадии: Планирование и Согласование Утверждение Управление реализацией Контроль реализации Оценка эффективности
Контроль - процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых УР. Виды контроля. Предварительный Текущий Заключительный
Показателями эффективности могут быть: доля объемов продаж фирмы на рынке; своевременность выполнения задания; число трудоустроенных граждан в результате деятельности центра занятости; число сотрудников, прошедших переобучение в результате внедрения новой обучающей программы и т.д.
Пояснения (этапы рационального решения) Методы управления качеством: Организационные методы Социально-психологические Экономические методы
Спасибо за внимание!