Причины, мотивы, факторы риска и факторы риска употребления несовершеннолетнми психоактивных веществ. Факторы защиты от употребления ПАВ.
Что может быть причиной и мотивом употребления ПАВ детьми и подростками? Определите причины употребления ПАВ - Определите мотивы употребления ПАВ -
Что может быть причиной и мотивом употребления ПАВ? Причины употребления ПАВ - Мода на употребление ПАВ -Употребление ПАВ сверстниками - Групповое давление (принуждение к употреблению) - Переутомление - Реклама ПАВ в СМИ - Употребление ПАВ в семье - Конфликт в семье - Конфликт с педагогами - Отсутствие успеха в учебе - Социально-неблагопол. среда - Низкий социальный статус - Физическая недостаточность - Отсутствие учебной занятости - Облегчение общения с ЗДЛ - Уход от реальных трудностей - Улучшение настроения Мотивы употребления ПАВ - Подражание лидерам - Самоутверждение в среде сверстников не выглядеть белой вороной - Принятие правил группы (манипуляция) - Снятие (редукция) напряжения - Любопытство - Семейные традиции (научение) - Повышение самооценки и самоуважения: - в семье - в школе - не успехи в учебе - Принятие соц. нормы (как все) - Повышение статуса в значимой среде - Компенсация недостаточности - Заполнение времени досуга - Общение с ЗДЛ - Получение удовольствия - Изменение эиоцион. состояния
Основные мотивы ПАД и употребления ПАВ 1. Редукция напряжения. 2. Изменение эмоционального состояния. 3. Получение удовольствия. 4. Повышение самооценки и самоуважения. 5. Компенсация. 6. Общение – коммуникация. 7. Результат научения. 8. Подражание – любопытство. 9. Манипуляция.
Определите и структурируйте факторы риска употребления ПАВ и факторы защиты Факторы риска - Факторы защиты - Факторы риска - Факторы риска - Факторы риска - Факторы защиты - Факторы защиты - Факторы защиты - Факторы риска - Факторы защиты -
Определите и структурируйте факторы риска употребления ПАВ и факторы защиты Факторы риска Биомедицинские Факторы защиты - Факторы риска Психологические Факторы риска Социальные Факторы риска Семейные Факторы защиты - Факторы защиты - Факторы защиты - Факторы риска В условиях ОУ Факторы защиты -
БИОМЕДИЦИНСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА 1. Наследственная отягощенность. 2. Перинатальные и ранние постнатальные вредности. 3. Патохарактерологические стигмы у родителей. 4. Степень изначальной толерантности. 5. Органические поражения головного мозга. 6. Хронические соматические заболевания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА 1. Отсутствие нормативного мировоззрения. 2. Несформированность нормативных личностных статусов. 3. Психический инфантилизм. 4. Имитационное поведение. 5. Ограниченность интересов. 6. Эмоционально-волевой дефицит. 7. Гедонизм. 8. Низкий самоконтроль.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА 9. Недостаточность саморегуляции. 10. Неадекватная самооценка. 11. Склонность к риску. 12. Тип акцентуации характера. 13. Эгоцентризм. 14. Трансформация механизмов психологической защиты. 15. Позитивность возникающих эффектов при употреблении ПАВ. 16. Безопасность в ближайшей перспективе использования ПАВ.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА 1. Отсутствие нормативного окружения. 2. Наличие лиц с аддиктивным поведением в ближайшем окружении. 3. «Мода» на ПАВ. 4. Доступность ПАВ. 5. Терпимость социума. 6. Аддиктивные традиции и обычаи. 7. Конфликтные взаимоотношения. 8. Ухудшение социально-экономической ситуации. 9. Степень ответственности за употребление ПАВ.
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА 1. Отсутствие нормативных форм совместной деятельности. 2. Злоупотребление ПАВ в семье. 3. Противоречия между социальными нормами и поведением членов семьи. 4. Дисфункциональный стиль воспитания. 5. Неполная семья. 6. Наличие семейных конфликтов. 7. Постоянная занятость родителей.
ФАКТОРЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.Учебная перегрузка и неуспеваемость. 2.Стрессовая тактика педагогических воздействий. 3.Ранняя профилизация по некоторым дисциплинам. 4.Недостаточная грамотность педагога в вопросах возрастной физиологии, психофизиологии и охраны психического здоровья ученика. 5.Отсутствие оптимальной системы физического воспитания. 6.Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. 7.Наличие ровесников с девиантным поведением.
Факторы риска, связанные с образовательным учреждением Образовательное учреждение (ОУ) Употребление ПАВ в образовательном учреждении Асоциальное поведение в образовательном учреждении Хроническая неуспеваемость Конфликтные отношения с педагогами и сверстниками, недоброжелательный климат в ОУ Общественная пассивность Частые пропуски, прогулы занятий Неопределенная позиция ОУ в отношении наркотиков и других ПАВ Неподготовленность персонала ОУ в отношении проблемы злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи Попытка педагогического коллектива проводить профилактическую работу используя модели запугивания и устрашения Доступность ПАВ в ОУ
Окружение, сверстники Наличие в ближайшем окружении молодого человека лиц, употребляющих ПАВ, или лиц с девиантным поведением Одобрение наркотизации в ближайшем окружении молодого человека Отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками Принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» Факторы риска, связанные с досугом и сверстниками
- Протест против родительского отношения - Семейный климат - Конфликты в семье - Неэффективные стратегии семейного воспитания (гиперопеда, гипоопека, безнадзорность, противоречивое воспитание и т.д.) -- Отсутствие семейных правил - Протест против норм взрослого поведения Семейные факторы риска
Факторы защиты от употребления ПАВ
Определение защитного фактора Защитные факторы предохраняют людей и усиливают их намерение не совершать риски или избегать ситуаций, связанных с ними. Защитные факторы могут подавлять саморазрушающее поведение.
Основные личностные индивидуальнопсихологические факторы защиты Поведенческая сфера Социальная компетентность Владение эффективными стратегиями поведения Владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ (навыки ассертивного поведения) Мотивационно-потребностная сфера Антинаркогенная установка Развитая ценностная мотивационная структура личности Наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией Вовлеченность в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации Ориентированность на ведение здорового образа жизни
Эмоциональная сфера Эмоциональная устойчивость Способность к отсроченной разрядке напряжения Способность контролировать аффект Сформированность чувства преданности и близости Высокий уровень эмпатии Чувство юмора Основные личностные индивидуальнопсихологические факторы защиты
Когнитивная сфера Осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ Развитые ресурсы когнитивной сферы Высокий созидательный потенциал Основные личностные индивидуальнопсихологические факторы защиты
Духовная сфера Твердые моральные принципы и убеждения Сформированная позиция по отношению к любви, жизни, вере, духовности Убеждения и нравственные ценности, совпадающие с принятыми в социальной группе Ценности культурных традиций Позитивная «Я-концепция» Адекватная самооценка Основные личностные индивидуальнопсихологические факторы защиты
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ