Современная система оценивания знаний, умений и навыков учащихся: теория, практика, психологические аспекты Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 213 с углублённым изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург
Закон Российской Федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся.
Новые направления в стандартах второго поколения: система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов; оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса учащихся.
В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой обратной связью между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Цель педсовета - показать возможности современных средств и приемов контроля в обучении для реализации комплексного подхода в системе оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном (эталон – ОМСО, требования программы). Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки (пятибалльная шкала, процентная шкала, диаграмма успешности…).
Отношение к оцениванию «Ни один поросенок от взвешивания не прибавил в весе» «Мы не можем измерить все образовательные результаты, но это не оправдывает того, что мы не меряем то, что можем измерить»
Почему технология оценивания занимает все более важное место? Меняется формат: автономия учащегося- необходима техника мониторинга и самооценки. Меняется среда : возможность мерить то, что раньше было неизмеряемо. Оценивание все больше становится механизмом развития учащегося (формирующее оценивание). Оценивание становится механизмом развития образовательного учреждения и всей системы образования страны. Качественное оценивание необходимо для подотчетности обществу.
Методы контроля знаний учащихся (метод – система определённых приёмов обучения): У с т н ы е: опрос учителем, взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог. П и с ь м е н н ы е: контрольные работы, работа по карточке, письменный зачёт, письменный опрос, решение задач, составление задач, составление плана, тесты. И г р о в ы е: викторины, «дуэли», соревнования, игры на внимание, тематические праздники. Г р а ф и ч е с к и е: опорные конспекты, графические диктанты, работа с контурной картой, составление схем, чертежей, тематический рисунок. П р о г р а м м и р о в а н н ы е: компьютерные тесты, компьютерные лабораторные работы, компьютерное моделирование, слайд-презентация ответа, сообщения. К о м б и н и р о в а н н ы е: самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели.
Что конкретно должен уметь каждый учитель Оценивать адекватность выбранных методов оценивания с точки зрения влияния на образовательный процесс. Использовать широкий спектр средств оценивания, мониторинга и фиксации результатов. Оценивать текущий уровень учащегося с тем, чтобы поставить перед ним задачи, содержащие вызов. Давать своевременный, точный и конструктивный отчет о результатах деятельности учащегося, фиксируя внимание на его прогрессе и проблемных зонах. Поддерживать учащихся и организовывать их рефлексию по поводу своего обучения и помогать им сформулировать их текущие образовательные потребности. Оценивать ход образовательного процесса.
Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты
Требования ФГОС : «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий …» «Формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения…»