«Трудный класс»
Школьный класс в образовательной среде
События, происходящие в психологическом мире человека, могут вызывать изменения в физическом мире, и наоборот, такое же взаимодействие существует между физической средой и человеком. Поэтому очевидно, что для успешного становления школьного класса ему необходимо пространство, которое бы он считал «своим». На школьном языке это пространство получило название «наш кабинет» Пространственная среда.
Внутришкольное окружение – прежде всего, другие классы, учителя, родители. Внутришкольное окружение – прежде всего, другие классы, учителя, родители. Влияние социальной среды на класс – это воздействие мнения учащихся других классов, учителей и родителей на его функционирование. Влияние социальной среды на класс – это воздействие мнения учащихся других классов, учителей и родителей на его функционирование. Социальная среда
«Трудный класс» «Объективно» трудные классы «Ситуативно» трудные классы «Субъективно» трудные классы «Устойчиво трудные» классы Сущность феномена «Трудный класс»
Критерии эффективности группыПризнаки трудного класса 1. Эффективность совместной деятельности Неэффективны учебная и внеучебная деятельности 2. Характеристика социально- психологического климата в группе. Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе. Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность) 3. Мотивация совместной деятельностиПреобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы. Низкий ранг учебы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей. 4. Характеристики групповой идентичности и взаимодействия с «аутогруппами» Размытая групповая идентичность. Использование самооценочных ярлыков – самоописаний. Неадекватный стиль взаимодействия с представителями «аут - групп». Признаки «Трудного класса» в его функционировании
Особенности «трудных классов» различных типов
Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Неэффективность учебной деятельности. Ярлык «тупые» (отражается в групповом самосознании). Несоответствие учебных задач возрастным особенностям, Стиль педагогического взаимодействия не способствующий формированию и развитию познавательной активности. Несформированность учебных навыков. Остаточная минимальная мозговая дисфункция. Задержка психического развития. Выученная беспомощность. Школьная тревожность. Низкий темп учебной деятельности. «Необучаемый» класс
Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности. Низкий рейтинг ценности учебы в структуре групповых ценностей. Низкий рейтинг ценности учебы, транслируемый родителями. Несоответствие учебных задач возрастным особенностям. Ситуация «хронического учебного неуспеха», в том числе связанная со спецификой оценивания. Несформированность учебных навыков. Остаточная минимальная мозговая дисфункция. Задержка психического развития. Выученная беспомощность. Школьная тревожность. Низкий темп учебной деятельности. Низкий уровень притязаний. «Немотивированный» класс
Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Ярлык «неуправляемые» (отражается в групповом самосознании). Преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности (мотивов общения). Низкий рейтинг ценности дисциплины в структуре групповых ценностей. Низкий рейтинг ценности дисциплины или статуса педагога, транслируемый родителями. Авторитарный или попустительский стиль руководства со стороны учителя. Остаточная минимальная мозговая дисфункция (прежде всего, реактивного типа). Переживание критических этапов развития. Психотравмирующий опыт, вызывающий реактивное поведение. «Неуправляемый» класс
Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Несбалансированность групповой структуры. Провокация учителя и родителей. Типичный стиль отношений в школе (отсутствие адекватной модели разрешения конфликтов). Несформированность навыков общения. Переживание критических этапов развития. Психотравмирующий опыт, вызвавший реактивное поведение. «Внутренне конфликтный» класс
Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Сформировавшийся стереотип групповой экспрессивной деятельности. Сформированный стереотип восприятия школы. Интроверсия. Несформированность навыков общения. Страх самораскрытия. Тревожность. «Закрытый» класс
Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Ярлык «Гений» (отражается в групповом самосознании). Акцентирование «звездности» учителями и родителями. Завышенный уровень притязаний. Завышенная самооценка. Неадекватное ролевое поведение. Чувствительность к критике. «Звездный» класс
Успехов!!!