Изучение личности младшего школьника Изучение переключения внимания.
Виды деятельности психолога. Психодиагностика. Практическая работа с детьми младшего школьного возраста.
Направление деятельности Курс «Я – психолог» Теоретическая часть Практическая часть
Виды деятельности психолога: Психологическая диагностика Психологическое консультирование Психологическая профилактика Психологическая коррекция Виды деятельности психолога
Психологическая диагностика Предлагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка, в том числе и тестами. Основная задача психолога – оценить поведение детей и взрослых, дать им психологическую характеристику.
Психологическое консультирование Нужно выработать точную формулировку психолого- педагогических рекомендаций, вытекающих из проведения психодиагностических исследований. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультации.
Психологическая профилактика Связана с решением задач предупреждающего характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка.
Психодиагностика « изучение личности младшего школьника » Изучение переключения внимания.
Психодиагностика выполняет 3 функции: Постановка диагноза. Прогноз (А что будет если) Коррекция.
Этапы проведения Изучение практического запроса Формулировка психологической проблемы Выдвижение гипотез о природе наблюдаемых явлений
Этапы проведения Выбор методов исследования Использование метода Формулировка Психологического диагноза
Этапы исследования Разработка программы и рекомендаций для развивающей работы с детьми Осуществление программы коррекционной работы Контроль за выполнением программы или рекомендаций
Изучение практического запроса: Запрос поступил от педагога Лиляк Н.В и Учаниной Т.Н. «Изучить уровень переключения внимания у детей 1, 2 классов (ФГОС) и 4 класса (выпускники начальной школы)».
Формулировка психологической проблемы Запрос предполагает обязательное дополнительное изучение ребенка в разных видах деятельности. Мы взяли направление «Изучение личности младшего школьника. Уровень переключения внимания».
Выдвижение гипотезы: Наше предположение: «ребята данных классов имеют разный уровень переключения внимания поэтому нам нужно разработать рекомендации педагогам и родителям для развития внимания».
Выбор методов исследования «Методика переключения внимания (автор Дембо-Рубинштейна.)»
Суть методики. Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а)черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1 в) черного цвета от в возрастающем порядке, а красного –в убывающем(например 1-черная,12 красная, 2 черная,11 красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
Имя Выполнение работы Время переключения внимания. Даша Брилькова С подсказкой1мин.23сек. Артём СизкоСамостоятель но 44.3сек. Алексей Скоснягин С ошибками и подсказками 55.5сек. Кирилл ЗоновС подсказкой49.5сек. Маша Надеина С ошибками и подсказками 1мин.53сек. Результаты
Имя Выполнение работы Время переключения внимания. Ваня Фильчаков Самостоятельно1мин.13сек. Дима КузнецовСамостоятельно28.59сек. Слава КопыловСамостоятельно25.65сек.
Заключение 1класс:меньше всего времени на выполнение работы затратил Сизко Артём, а больше всего времени на выполнение работы затратил Скоснягин Алексей. 2 класс: хорошо выполнила работу Брилькова Даша. 4 класс: меньше всего времени затратил Копылов Слава, а больше всех времени затратил Фильчаков Ваня.
Рекомендации для увеличения объема внимания Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Увеличение объёма и кратковременной памяти. Увеличение объёма и кратковременной памяти. Тренировка распределения внимания. Тренировка распределения внимания. Развитие навыка переключения внимания. Развитие навыка переключения внимания
Осуществление программы коррекционной работы родители учащиеся учителя
Контроль за выполнением программы и рекомендации. Так как работу по развитию внимания учащихся младших классов отводится от 2-х до 4-х месяцев, по примерные временные рамки: по
Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребёнку предлагается вычеркивать определённые буквы в печатном тексте. Задания требующие выделение признаков предметов и явлений, прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
Увеличение объёма и кратковременной памяти Упражнение основанный на запоминании числа и порядка расположение ряда предметов. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: выполнение двух разнонаправленных заданий.(например, чтение рассказа и подсчет удара карандашом о стол)
Развитие навыка переключения внимания Выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.