Школьная научно-практическая конференция «Я – педагог» Из опыта работы Чуйко И.Е., учителя английского языка
Развитие социокультурных компетенций учащихся в ходе системного изучения языкового материала на уроках английского языка с использованием нестандартных методов организации учебного процесса
Госстандарт и социокультурные умения В Государственном Стандарте уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями. Без знания социокультурного фона сформировать коммуникативную компетенцию невозможно.
Базовый принцип обучения иностранному языку Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Социокультурные знания помогают адаптироваться к иноязычной среде, следуя канонам вежливости в инокультурной среде. Следует при этом отметить, что главным является не воспитание с позиции норм и ценностей страны изучаемого языка и не зазубривание фактов, а умение сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом.
2 аспекта, формирующих социокультурную компетенцию Модель формирования социокультурной компетенции включает два аспекта: - лингвистический: а) обучение иностранному языку (изучение языка и культуры посредством языка); б) социолингвистика (использование языка в различных социальных ситуациях). - информационный: а) сведения о культуре: достижения культуры, этикет, одежда, традиции национальной кухни, язык невербальной коммуникации, междометия, ценности и обычаи, система образования, социальные институты; б) страноведение (сведения о географическом положении страны, климате, политической и экономической системах и т.д.).
Что такое социокультурная компетенция? В структурном плане социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям: лингвострановедческий компонент, включающий в себя знание лексических единиц с национально-культурной семантикой, умение применять их в ситуациях межкультурного общения. Они дают знания учащимся о правилах и принципах общения представителей данной нации, о ценностях, о приоритетах. социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов); социально – психологический компонент (владение социо– и культурнообусловленными сценариями, национально- специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре); культурологический компонент (социокультурный, историко – культурный, этнокультурный фон).
Над формированием и развитием компонентов социокультурной компетенции в рамках неформальных уроков необходимо работать, применяя системно- деятельностный подход, соотнося формы обучения с темами учебных материалов. При этом формы уроков могут быть самыми разнообразными: - уроки- погружения в иноязычную культуру через просмотр фильмов или программ британских или американских каналов с целью либо написания рецензии на увиденное, либо создания подобного сценария, проведения урока- диспута; - организация дискуссионного клуба, в нашем случае, - в форме АРТ-КАФЕ; - проведение теле-урока с другой школой по выбранной теме (обе стороны тщательно готовятся к диспуту, выбирают лучших представителей классов, примерно по 10 человек, а учитель выступает модератором и стимулирует дискуссию) и т.д.
Работа Арт-кафе в 11 А классе урок N3 (февраль 2013г.) Тема: Молодежные движения в мире. Субкультуры или массовая культура. Как относиться к этим реалиям? Что победит?
Работа Арт-кафе в 10 А классе, урок N 2 Тема: Субкультуры в молодежных движениях мира. Выступление В.Железновой «Хиппи как массовый протест молодежи против войн и насилия в обществе»
Работа Арт-кафе в 11 А классе, урок N 3 Выступление Д.Бридни «История рок-культуры»