Улучшение инвестиционного климата в интересах всех и каждого 2005 Доклад о мировом развитии
2 Инвестиционный климат l Частные фирмы всех типов – ключевые действующие лица в обеспечении роста и сокращения бедности u Создают свыше 90% рабочих мест. u Обеспечивают большую часть товаров и услуг, потребляемых обществом. u Платят основную долю налогов, необходимых для финансирования государством систем здравоохранения, образования и прочих услуг. l Размер их вклада главным образом зависит от того, каким образом государство формирует инвестиционный климат u Возможности и стимулы для фирм осуществлять производительные инвестиции, создавать рабочие места и расширять свою деятельность.
3 Улучшение инвестиционного климата в интересах всех и каждого l Лучше для общества в целом, а не только для фирм l Лучше для фирм всех типов. u В ДМР использованы новые данные: Обследования фирм из 53 развивающихся стран, включая микро- и неформальных предприятий в 11 странах База данных «Ведение бизнеса», которая охватывает >140 стран Для Узбекистана дополняется Исследованием сектора МСБ за 2003 МФК
4 Стимулы экономического роста l Основные источники долгосрочного роста – улучшения в сфере инвестиций и производительности u Хороший инвестиционный климат стимулирует оба направления, и в то же время защищает другие интересы общества l Примеры Китая, Индии и Уганды: Частные инвестиции как % ВВП Показатели роста Китай – в ср. около 10% в год. Индия – вдвое больше, чем в 1970-е. Уганда – в 8 раз выше, чем в среднем для стран к Югу от Сахары. Китай Индия Уганда
5 Доля респондентов, которые НЕ ИНВЕСТИРОВАЛИ в основной капитал за три года, выросла в 2 раза (Исследование сектора МСБ в Узбекистане за 2003 год МФК) % респондентов
6 Риски, издержки и препятствия для конкуренции Стабильность и защищённость Регулирован ие и налогооблож ение Финансы и инфраструктура Работники и рынки труда Управление Риски Издержки Препятствия для конкуренции l Фирмы оценивают стратегии и поведение государства в разных областях как части единого пакета.
7 Риски, связанные со стратегией l Главная озабоченность фирм. l Благодаря большей предсказуемости стратегии можно повысить вероятность новых инвестиций более чем на 30%. % фирм
8 В Узбекистане нормативно-правовая база иногда противоречива (Исследование сектора МСБ за 2003 год, МФК)…, а … Например, при начислении НДС при импорте товара вступают в противоречие следующие акты: Налоговый Кодекс; Инструкция, утвержденная Постановлением Минфина и ГНК от г.
9 … изменения нормативной базы, влияющей на бизнес, не учитывают мнений предпринимателей В 2003 году было принято свыше 40 Указов и Постановлений Кабинета Министров, напрямую повлиявших на деятельность МСБ. НО: недавно начатые Палатой предпринимателей и товаропроизводителей дискуссии представляют собой обнадеживающий сигнал к изменениям «Почему подзаконные акты, прямо влияющие на деловую среду, не проходят широкого обсуждения с теми, на кого они напрямую оказывают воздействие?» «Исследование сектора МСБ за 2003 год, МФК» Участник фокус-группы
10 Издержки, связанные со стратегией l Налоги редко являются самым тяжёлым бременем
11 Издержки, связанные со стратегией (2) l Издержки имеют также и временную природу u >10% всего времени управленцев часто тратится на общение с разными должностными лицами и чиновниками. u Отдельные процедуры могут быть весьма обременительными, что приводит к разнообразным последствиям. Дней Количество дней, необходимых для регистрации нового предприятия Количество дней, необходимых для обеспечения исполнения договорных обязательств
12 Связанные со стратегией препятствия для конкуренции l Ограничение возможностей, рост цен для потребителей, слабее стимулы к инновациям и повышению производительности. Сильнее конкуренция – больше инноваций
13 Различия внутри стран и между фирмами Получает ссуду из официального финансового учреждения Уверена, что суд защитит права собственности Полагает, что положения будут толковаться непротиворечив о и последовательн о % фирм Крупная Средняя Малая Неформальная Положение малых фирм часто оказывается самым худшим Условия в странах различны Китай Количество дней, требуемое для подключения телефона Процент производственного времени, потерянного из-за перебоев в электроснабжении Процент Дни Шанхай Пекин Чэнду
14 Ограничения по инвестиционному климату: у разных стран разные приоритеты Источник: World Bank Investment Climate Surveys l Доля фирм, сообщающих о «значительных» или «очень значительных» препятствиях
15 Основные препятствия по ведению бизнеса в Узбекистане в деловая среда несколько улучшилась, однако основные процессы остаются проблематичными Ответивших на вопрос (в %) Доля респондентов, указавших, что данные процессы были «довольно проблематичны» или «очень проблематичны»
16 Основные препятствия по ведению бизнеса в Узбекистане в 2003: налоговая система и теневой сектор «Я не против работать честно, но при данных условиях я даже не покрою своих издержек. Поэтому я вынужден часть своих оборотов проводить, не отмечая по бумагам» Участник фокус-группы При данных условиях ведения бизнеса, какую часть выручки, в процентном отношении, предприятия, подобные Вашему, скрыли от налогообложения?
17 Основные препятствия по ведению бизнеса в Узбекистане: чрезмерные полномочия контролирующих органов Контролирующие органы без решения суда вправе: Приостанавливать операции по банковским счетам Взыскивать средства в бесспорном порядке Приостанавливать деятельность предприятий Налагать штрафы, достигающие 1000–кратного размера минимальной заработной платы НО: Готовятся изменения в систему наказаний и штрафов «Сейчас контролирующие органы могут прийти и «убить» мой бизнес, никому ничего не доказывая. Хотя, согласно нашей Конституции, никто не вправе без суда лишать меня моих прав, в том числе и на предпринимательскую деятельность». Участник фокус-группы
18 Основные препятствия по ведению бизнеса в Узбекистане: доступ к наличным деньгам
19 Основные препятствия по ведению бизнеса в Узбекистане: бюрократические препятствия осуществления внешней торговли 19 Почему Вы не осуществляете экспортные / импортные операции?
20 Не только изменения в формальных стратегиях Коррупция и извлечение личной выгоды Недостаточная убедительность Доверие и поддержка населения Соответствие местным условиям ?
21 «Скупка государства» может обойтись дорого Источник: World Bank Investment Climate Surveys l Данные по Восточной Европе и Центральной Азии показывают, что более влиятельные фирмы сталкиваются с гораздо меньшим числом препятствий l Тем не менее, вероятность того, что они будут осуществлять инвестиции, создавать рабочие места и внедрять инновации, на 50% ниже
22 Главное – не совершенство, а настойчивость l Ни в одной стране не имеется совершенного инвестиционного климата. l Необходимо сосредоточиваться на важных ограничениях и непрерывно совершенствоваться. u В каждом случае следует определить приоритеты Внутри стран и между разными странами имеются значительные различия. u Важно не сбавлять темпа Доведение до общественности Консультационные органы Механизмы для анализа существующих ограничений Процессы для анализа новых предложений в сфере регулирования.
23 Основное внимание – решению базовых задач l Выгоды для всех фирм и видов деятельности в экономике u Стабильность и защищённость Мир и макроэкономическая стабильность совершенно необходимы. Защита прав собственности связывает между собой усилия и вознаграждение. u Регулирование и налогообложение Сочетание общественных целей. Задача – обеспечить более качественное регулирование и налогообложение, а не обязательно сократить их масштабы.. u Финансы и инфраструктура Традиционные подходы демонстрируют неэффективность. Совершенствование инвестиционного климата для тех, кто предоставляет услуги. u Работники и рынки труда Квалифицированная и здоровая рабочая сила. Регулирование отвечает интересам всех работников. Работникам помогают адаптироваться к изменениям.
24 Идём дальше? l Избирательные действия/программы u Много обоснований, но нет «железных» стратегий. u Чем смелее задача и слабее управление, тем ниже шансы на успех. u Не является заменой более широких улучшений. Может отвлечь внимание и в итоге привести к катастрофе. l Международные правила и стандарты u Заинтересованность в повышении убедительности Утраченная гибкость; возможные сомнения относительно легитимности. u Гармонизация в целях снижения издержек Институциональное соответствие; конкуренция между стандартами. u Сотрудничество в связи с «эффектом перетекания» Общие приоритеты; ограниченный потенциал.
25 Международное сообщество может оказать помощь l Экономический рост, достигнутый благодаря улучшению инвестиционного климата, может существенно превысить выгоды от поступающей помощи Добавленная стоимость в промышленности и объёмы международной помощи l Международное сообщество должно внести более существенный вклад u Способствовать сокращению искажений в развитых странах u Усилить помощь в целях совершенствования инвестиционного климата u Решать важные задачи в сфере обучения.
26 Основные мысли l Улучшение инвестиционного климата совершенно необходимо для ускорения темпов экономического роста и более значительного сокращения бедности. l Снизить риски и издержки, связанные со стратегией, а также препятствия для конкуренции. l Для этого недостаточно только пересмотреть формальные стратегии. l Главный фактор, способствующий прогрессу, – настойчивость, а не совершенство. l Основное внимание следует уделять решению базовых задач. l Международное сообщество должно внести более существенный вклад.