Промежуточная аттестация и текущий контроль успеваемости : понятия и подходы МКУ « СОД МОУ Хорольского муниципального района », отдел по методической работе 2013 г.
Законодательство РФ в области образования содержит три основных понятия, относящихся к оценке образовательных достижений обучающихся : Государственная ( итоговая ) аттестация Промежуточная аттестация Текущий контроль успеваемости ( знаний )
Пункт 1 ст.13 Закона РФ « Об образовании » требует указать в Уставе школы систему оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения
Аттестация – нормативно упорядоченная ( регламентированная ) деятельность, осуществляемая с целью установления соответствия квалифи - кации, качества, уровня знаний и т. п. определенным требованиям, по результатам которой принимается официальное решение в отношении объекта аттестации. Содержание и смысл этого решения строго регламентируется соответствующим положением, правилами, инструкцией и оформляется приказом, объявляющим принятое решение.
п.4 ст.17 Закона « Об образовании », устанавливает условия и основания перевода обучающегося в следующий класс, оставление его на повторное обучение и т. д. К промежуточной аттестации относят работы, которые устанавливают факт освоения обучающимися образовательной программы учебного года и завершаются принятием решения о продолжении их обучения ( протокол педсовета, приказ о переводе и т. п.)
Промежуточная аттестация учащихся Нормативно регламентированная деятельность педагогических работников и ( или ) иных должностных лиц ОУ, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений учащихся планируемым результатам освоения основной образовательной программы на момент окончания учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и об условиях продолжения обучения аттестуемых лиц в данном ОУ ( Устав и иные локальные акты ).
Основные организационно - педагогические подходы к промежуточной аттестации Накопительный Выведение годовой отметки успеваемости по учебному предмету на основе совокупности текущих оценок ( отметок ), полученных учащимся в течение учебного года ( оценочные шкалы ) стимулирование систематической работы учащихся в течение всего уч. года ; - планомерное осуществление УВП, широкий охват оценивания - высокая вероятность отклонения выводимой годовой оценки от истинных результатов обучения на момент окончания учебного года - недостаточная нормативная регламентация проведения ПА
УРОКИ Четверть ГОД
Рейтинговая ( модульно - рейтинговая ) система 1. Учебный предмет можно разделить на ряд относительно самостоятельных компонентов ( блоков ) по : - предметно - содержательной структуре - планируемым результатам его освоения 2. Четко определяются виды и точное количество обязательных работ ( устных, письменных, лабораторных, практических и т. д.), которое должен выполнить каждый ученик.
Рейтинговая ( модульно - рейтинговая ) система 3. Дифференциация максимального количества баллов за получение каждого вида работ в зависимости от сложности, объема интеллектуальных затрат 4. Результаты ( количество баллов ) по видам работ можно суммировать. Перевод значений общей суммы баллов в соответствующую итоговую оценку осуществляется по специальным правилам.
Срезовый подход Факт освоения или неосвоения учебного курса на основе результатов годовых контрольных работ ( зачетов, переводных экзаменов ), проводимых по окончанию данного курса ( учебного года ). + более высокая степень соответствия результатов ПА обучающихся их фактическим образовательным достижениям на момент завершения учебного года
Срезовый подход + /- повышение объективность за счет привлечения широкого круга специалистов, сжатые сроки - ограниченность психофизиологических возможностей
Модификации срезового подхода ( расширение предмета оценивания ) Портфолио учащегося ( учет достижений вне ООП ) Внеучебные достижения ( ВУД ) – приобретение учащимся личного опыта успешной учебной, трудовой и иной социально - значимой деятельности ( как в индивидуальном порядке, так и в составе группы, команды )
ВУД должны учитываться, если обнаруживаемая ими компетентность ( знания, умения, личностные качества и т. п.) хотя бы частично соответствуют планируемым результатам согласно ООП повышение обоснованности принимаемого решения и стимулирование активности учащихся успешная социализация обучающихся
Текущий контроль успеваемости проверка и оценка ( в том числе обобщенная ) индивидуальных образовательных достижений учащихся в течение учебного года, в том числе проявляющихся в проектах, письменных, устных, практических и иных работах, выполняемых в соответствии с основной образовательной программой.
Зачеты, контрольные работы, подведение итогов за четверть, полугодие и т. п. – формы текущего контроля успеваемости.
Текущий контроль успеваемости - информирование участников ОП о ходе освоения учащимися ООП ; - обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП к окончанию учебного года путем корректировки УВП и ( или ) принятия иных организационно - педагогических мер. Завершением может стать приказ в отношении образовательного процесса или условий, в которых он осуществляется
Спасибо за внимание