Доклад подготовил: Педагог-психолог ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» А. В. Котмышева
Современная ситуация с употреблением ПАВ
Подростки с ОВЗ больше интересуются психоактивными веществами - чаще используют наркосленг и описывают способы употребления ПАВ; Недооценивают последствия потребления - не считают опасной первую пробу, считают личность аддикта привлекательной, не знают или игнорируют последствия злоупотребления;
Дети с ОВЗ более терпимо относятся к потребителям ПАВ, при этом наиболее позитивное отношение у них к потребителям алкогольных напитков;
Приобщение к табаку и алкоголю у детей с ОВЗ в основном происходит под давлением сверстников.
«Программа «Я+ТЫ=МЫ» как один из методов профилактики наркозависимости подростков с ОВЗ»
Цели программы «Я+ТЫ=МЫ»: 1. Повысить уровень социально- психологической компетенции подростков с ОВЗ; 2. Снизить вероятность вовлечения подростков с ОВЗ в экспериментирование с наркотиками.
Задачи программы: 1. Сформировать у подростков с ОВЗ следующие конструктивные навыки взаимодействия: умение безопасно и эффективно общаться, умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ. 2. Способствовать выработке у подростков с ОВЗ защитных личных качеств и навыков. 3. Предоставить подросткам с ОВЗ основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс.
Адресат: Создание рабочих групп осуществлялось из числа так называемой « группы риска» - подростки с ОВЗ лет. Продолжительность курса: Полный курс работы по программе включает 9 часов (9 занятий). Периодичность встреч - не менее 1 раза в неделю. Продолжительность занятий-40 минут.
Структура занятий. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная. Разминка - создание положительного настроя в группе с целью сохранения во время занятия доброжелательного отношения подростков друг к другу, задать тон и настроение занятию в его начале, а также мобилизовать учеников. Основные процедуры разминки – это приветствия, игры и упражнения – активаторы.
Разминка
активаторы
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает приемы «мозгового штурма», мини-лекция, работа в группах, разбор ситуации – чередование различных методов рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга, упорядочивается умственная активность, исчезает инертность.
мини-лекции
Мозговой штурм
Групповая дискуссия, обсуждение ситуаций
Заключение – закрепление положительных эмоций от работы на занятии, получение обратной связи.
Арт- методы (рисунок)
Быстрый круг
Итоговый круг
Все перечисленные методы обучения предназначены для поддержания интереса и повышения познавательной мотивации подростков с ОВЗ. На занятиях предложенные методы составляют целостную структуру, задача которой - создать в классе безопасную и благоприятную для обучения каждого ученика атмосферу.
Работа по программе «Я+ТЫ=МЫ» направлена на достижение следующих результатов: 1.Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков с ОВЗ. 2.Повышение уровня развития умений и навыков: Уверенного позитивного поведения; Конструктивного общения между собой и со сверстниками; Отстаивание и защиты своей точки зрения; Осознанного и уверенного умения сказать наркотикам «НЕТ» 3.Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.