Выполнила учитель биологии высшей квалификационной категории Пишта О.В.
Цели курса: Роль курса превентивного обучения является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи курса: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. Учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; Учить детей эффективно общаться; Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся к табаку и алкоголю и др. ПАВ
Личная и социальная компетентности Большое внимание в данных программах отводится формированию личной и социальной компетентности детей, это около 75% информации и оставшиеся 25% отводится на изучение материала о табаке и алкоголе доступной ученикам различного возраста.
Вероятность приобщения снижается, если ребенок критически относится к своему поведению, обучен рефлексии и самоанализу; если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика; если ученик умеет распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные модели поведения; если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению;
Традиционные подходы: Информационный Запугивание Морализирование Эмоциональный Организация досуга
Психосоциальные подходы Психологическая прививка Навыки сопротивления давлению Развитие личностной и социальной компетентности
Методы обучения Наряду с традиционными методами обучения одним из главных является метод обучения детей в группе. В группе создаются условия для диалога, полилога, дискуссии, ролевого моделирования и ответственности за принятие решения. групповыегрупповые групповыегрупповые групповыегрупповые
Проблемы работы в группе при превентивном обучении: Дети говорят не только о том что хочет слышать учитель; Дети могут обсуждать недетские проблемы; Могут обсуждать близких людей; Отвечают по разному на один и тот же вопрос;
Решаем эти проблемы! Констатировать факт наличия разных мнений на один и тот же вопрос; Поблагодарить каждую группу за ответ; Никогда не критиковать любые ответы; Сказать, что все ответы отражают разные стороны сложной реальности и что жизнь сложна в своих проявлениях
Превентивное обучение детей с разными способностями Такое обучение позволяет создать равные условия для детей с разными способностями и делают их ответы значимыми, а выбор способа ответа позволяют высказать свое мнение в рисунке, цвете, коллаже, коротком стишке или в роли какого-то персонажа.
Развиваем навыки «Полезные привычки» предполагают обучение детей навыкам отказа в ситуации давления, неагрессивного отстаивания своего мнения, решения конфликтной ситуации и своего места в ней.
Развиваем навыки: Представление навыка Моделирование навыка Тренировка навыка Практическое применение навыка
Критерии оценки результативности курса Анкетирование Наблюдение отдаленного результата
войнами злостью Дружбой Радостью жизни убийствами Помощью в трудную минуту миром любовью ненавистью спокойствием