П ОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ СИМУЛЯЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ Горшков М.Д. «Медицинское образование» Москва, 2013
Н ОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ Симуляционный тренинг стал важной частью процесса подготовки врача В рамках образовательных учреждений появились новые подразделения – симуляционные центры
М НОГООБРАЗИЕ СИМУЛЯЦИОННЫХ ПОСОБИЙ Учебники, плакаты ; Электронный учебник ; Модели, фантомы, муляжи ; Фантомы, муляжи ; Манекены, роботы - симуляторы ; Тренажеры, виртуальные симуляторы
КЛАССИФИКАЦИЯ Семь слоев реалистичности при наложении друг на друга усиливают реалистичность 1. Визуальный 2. Тактильный 3. Реактивный 4. Автоматизированный 5. Аппаратный 6. Интерактивный 7. Интегрированный
П РАВИЛО УТРОЕНИЯ Переход на последующий уровень реалистичности удорожает симуляционное оборудование втрое
Н АЗВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Центр практических навыков Экспериментально - практический центр Учебно - научный центр Симуляционный центр Центр высокотехнологичной подготовки МНОГООБРАЗИЕ
Р АЗЛИЧИЕ В ОСНАЩЕННОСТИ Разброс в оснащенности центров десятки симуляторов в РГМУ им.Пирогова
Р АЗМЕРЫ от одной комнаты до нескольких этажей УНМЦ Управделами Президента РФ кв.м.
Г ЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ « Столичные » симуляционные центры Федеральные, областные и районные центры Малые города ( ЗАТО, нефтянники и пр.)
К АДРЫ Профессорско - преподавательский состав ? Квалификация, учебные степени ?
С ПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Монопрофильные, специализированные Терапевтические / хирургические / педиатрические Многопрофильные ( мультидисциплинарные )
У РОВЕНЬ НАВЫКОВ Базовые навыки и умения Клинические навыки, манипуляции, операции Высокотехнологичные вмешатетельства
К ОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЕМЫХ Тысячи студентов ( вуз, колледж ) Сотни курсантов и ординаторов ( ВУЗ, ПДО ) Десятки врачей ( специализация )
К ОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ Студенты мед. колледжа ( обучение м / сестер ) Студенты вуза ( додипломное обучение врачей ) Ординаторы ( последипломное обучение ) Врачи ( НМО, специализация )
Ф ОРМАТ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ Обучение в ВУЗе ( годы ) Первичная специализации ( годы ) Повышение квалификации ( месяцы ) Краткосрочные тренинги ( дни - недели )
С ВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ На базе лечебного учреждения ( клиника ) Имеет свой виварий ( экспериментальную операционную ) На базе Бюро СМЭ и патологической анатомии Не имеет клинического подразделения
В РАМКАХ ВУЗА В рамках одного вуза могут одновременно функционировать : Кафедральные классы отработки практических навыков Межкафедральные классы / центры Учебные виртуальные клиники
Н ЕОБХОДИМОСТЬ В КЛАССИФИКАЦИИ На классификацию опираются в принятии решений, таких как : Необходимость открытия центра Выбор типа центра Оснащенность центра Штатное расписание Постановка задач Полномочия ( утверждение методик и пр.)
П ЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КРИТЕРИИ Оснащенность ? Размеры ? Контингент обучаемых ? Количество обучаемых ? Ученая степень ППС ? Кол - во сотрудников ? Местоположение ? Специализация ? Уровень навыков ? Формат циклов ? На базе клиники ? Имеет виварий ?
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ Уровень преподавания ( оснащенность, качество, квалификация ) Глубина ( уровень ) преподаваемых навыков Методологические разработки Научная работа Цитируемость Участие в конференциях Пройденные тренинги Сертификаты и аккредитации
ТРИ УРОВНЯ ЦЕНТРОВ Предлагается все симуляционные центры подразделить на три уровня : I уровень ( Областного значения ) II уровень ( Окружного значения ) III уровень ( Федерального значения )
Ц ЕНТР I УРОВНЯ Общее количество по стране:около 300 центров Площадь:до 500 кв. м. Штат: до 5 человек Студенты/курсанты:из области Оснащенность симуляторами: 4-6 класса Бюджет оснащения: до 30 млн. рублей Виварий :нет Разработка методик: возможна Апробация методик: нет Утверждение методик: нет Научная работа: возможна Обучение преподавателей: нет
Ц ЕНТР II УРОВНЯ Общее количество по стране:около 30 центров Площадь: более 500 кв. м. Штат: от 3 до 10 человек Студенты/курсанты:со всего ФО Оснащенность симуляторами: не ниже 6 класса Бюджет оснащения: млн. рублей Виварий:желателен Разработка методик: возможна Апробация методик: возможна Утверждение методик: нет Научная работа: обязательна Обучение преподавателей: нет
Ц ЕНТР III УРОВНЯ Общее количество по стране:около 10 центров Площадь:более кв. м. Штат: от 5 до 20 человек Студенты/курсанты:Россия Оснащенность симуляторами: всех 7 классов Бюджет оснащения: млн. руб. Виварий :да (для хирургов) Разработка методик: обязательна Апробация методик: обязательна Утверждение методик: возможно Научная работа: обязательна Обучение преподавателей: обязательно
З АКЛЮЧЕНИЕ Симуляционные центры подразделены на III уровня Основной критерий классификации – уровень ( качество ) симуляционного обучения, чьи косвенные признаки : Накопленный опыт симуляционного преподавания Разработка новых методик ( в виде публикаций, рекомендаций, докладов на конференциях ) Ведение научной работы ( публикации, диссертации, участие в конференциях ) Обучение не только курсантов, но и преподавателей
В ОПРОСЫ ? Эл.почта Слайды доклада на сайте: Спасибо за внимание!