Проект «Здоровая семья» Продолжительность проекта – 6 мес., возраст детей – 6-7 лет МБДОУ «Детский сад 445 комбинированного вида» Автор проекта: Токарева Галина Ивановна, воспитатель 1 квалификационной ккатегории г.Новосибирск г
Цель: пропаганда здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Задачи: формировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни; развивать творчество, самостоятельность и инициативность у детей; повышать компетентности родителей и детей в вопросах здоровья и здорового образа жизни; способствовать гармонизации детско-родительских отношений; расширять взаимодействия детского сада и семьи по вопросам здоровья.
I Этап. Выбор темы В ходе тематической недели «Зелёная аптека» дети познакомились с лекарственными травами: их названием, внешним видом и назначением. Говоря о лечении различных недугов, дети стали задавать вопросы о сохранении здоровья. Увидев, что дети заинтересовались этой темой, им были заданы вопросы: «Что вы знаете о здоровье? Что такое здоровый образ жизни? Хотите ли знать об этом больше? Что именно вы хотите узнать?».
Метод трех вопросов Что знаем?Что хотим узнать?Как найти ответ? Здоровье – это когда не болеют. Здоровье – это когда нельзя пить кока-колу. Здоровье – то когда не болит горлышко. Здоровый образ жизни – это просто сердце, а если сердца не будет – тогда мы умрем. Здоровый образ жизни – это когда нужно пить таблетки. Вот у нас все болеют – и папа, и мама, и бабушка, надо есть полезные овощи и фрукты в меру. Я хочу знать, что такое здоровый образ жизни. Что такое вредные привычки? Кто здоровее – мама или папа? А если заниматься спортом – будешь здоровым? Здорова ли вся моя семья? А какие продукты полезные? Почему надо мыть часто руки? Какие бывают бактерии? Спросить у родителей и воспитателей. Почитать книги, журналы, энциклопедии. Посмотреть видео, телепередачи. Сходить на экскурсию в аптеку, медкабинет, магазин. Спросить у медсестры, врача. Посмотреть в интернете. Провести опыты. Написать в телепрограмму «Галилео».
«Здоровая семья» Подтема «Здоровье – правильное питание Полезные и вредные продукты Подтема «Я и мое тело» Подтема «Азбука чистоты» Витамины – какие они Таблетки и бабушкины рецепты Инфекции и вирусы Бифи – наш друг Вода – это жизнь Микроб – опасный злодей Мое здоровое сердце В стране легких Гигиена Перспективная разработка тем
II Этап. Сбор информации. Изучив интересы детей, мы наполнили среду различными энциклопедиями, журналами и картинками для поддержания детского интереса. Внесены в группу материалы для организации продуктивных видов деятельности, была организована игровая деятельность детей, подключили родителей к сбору информации.
Проект «Здоровая семья» Беседы с детьми и родителями Наблюдение за объектом, опыты Организация игровой деятельности Организация художественн о- продуктивной деятельности Насыщение предметно- развивающей среды Организация театрализован ной деятельности Организация встречи с врачом Экскурсии в аптеку, магазин, медкабинет, пищеблок Подбор художественной и научной литературы Подбор фоно- и видеотеки Организация деятельности с детьми
Дидактическая игра «Аскорбинка» Опыты: «Испорченные продукты» Экскурсия в медицинский кабинет Изготовление дидактической игры «Полезные и вредные продукты» Досуг «Витаминный калейдоскоп» Изготовление «Бабушкиного сундучка» с народными рецептами здоровья Конкурс семейных рецептов «Здоровое блюдо моей семьи» Изготовление книги «Полезные советы от родителей» Родительское собрание «Правильное питание дошкольника» Подтема «Здоровье – правильное питание» III Этап. Выбор проектов
Подтема «Я и мое тело» Чтение художественной литературы, стихов, загадок Изготовление анатомического фартука Игра-занятие «Как работают легкие» Опыты: измерение пульса, объема легких, давления Консультация для родителей «Закаливание детей», «Здоровье детей» Занятие-досуг «Телепередача «Здоровье» Сюжетно-ролевые игры «Чем лечить куклу Нину», «Я буду доктором», «Дом» Акция «Дерево здоровья» Театрализация «В гостях у Мойдодыра» Рисование человека в движении Встреча детей с врачом- стоматологом «Чистые зубы – здоровое тело»
Подтема «Азбука чистоты» Чтение художественной литературы Опыты: «Растаявший снег», «Вода после мытья рук» Рисование «Биффи – мой друг» Презентация рабочих тетрадей «Путешествия Биффи в страну здоровья» Коллективная работа «Страна Бифилиния» (аппликация по ткани) Консультация для родителей «Вся правда о молочных продуктах» Организация приема «Бифилина» курсом 14 дней ежемесячно. Физкультурный досуг «Девочка чумазая» Изготовление книги «Страна здоровья» Родительское собрание «Биовестин – залог здоровья» с участием представителя фирмы Презентация видеоролика «Производство бифилина» Театрализация «Микроб – опасный злодей»
Центр литературы Проводили беседы, читали сказки и рассказы «Мойдодыр», «Девочка чумазая», Е. Чепчугова, Г. Горн «Сказки «Здоровье детям»», «Приключение Стобеда», рассматривали иллюстрации. Иллюстративный материал «Картинный словарь», «Мое тело», «Мой организм», «Овощи», «Фрукты», «Профессии», «Блюда». Фотографии бактерий, обитающих в воздушной среде групповых помещений детского сада. Разучивали стихи, загадки, пословицы, просматривали видеофильм «Мое тело», К.Чуковский «Мойдодыр». Рассматривали макет человека и его внутренних органов. IV Этап. Реализация проектов
Центр искусства Дети рисовали плакаты, рисунки, лепили овощи и фрукты, человека в движении. Конструировали из бумаги, изготовляли костюмы для театрализации, создавали модели овощей и фруктов, игрушку Биффи из ткани, совместно с родителями шили микробов – мягкая игрушка. Центр сюжетно-ролевой игры Внесены атрибуты для игр: шапочки с изображением овощей, бактерий, костюмы, фонендоскоп, микроскоп, весы. Дети обыгрывали сюжеты: «Чем лечить куклу Нину», «Я буду доктором», «Дом». Детям очень нравилось придумывать свои игры. Например: «Город, в котором живет Биффи», «Путешествия Бифилинки».
Опытно-экспериментальный уголок Внесены приборы для опытов, тонометр, микроскоп, сантиметровая лента, лупа. Проводили опыты с сыром, вареным яйцом, водой. Выращивали чайный гриб. Рассматривали кожу через лупу, кусочек грязи под микроскопом. Проводили измерение давления и пульса, объема легких.
Манипулятивный уголок Плакаты: Мое тело», «Биовестин», «Микробы». Наборы проспектов: «Биоветсин», «Витамины». Внесены в группу предметы и материалы: муляжи фруктов, овощей, микроскоп, фонендоскоп, фильмоскоп, DVD-проигрыватель. Дидактические игры: «Как устроен человек», «Ботаническое лото», «Анатомическое лото», «Зоолото», «Мозаика», «Мое тело», «Валеология», «Режим дня», «Аскорбинка 1», «Аскорбинка 2», «Узнай по вкусу». Конструктор «Лего», «Деревянный», «Железный», «Магнитный». Организованы экскурсии в мед.кабинет, пищеблок, аптеку, магазин.
V Этап. Презентация Изготовление дидактической игры «Полезные и вредные продукты» Изготовление книги «Полезные советы от родителей»
Презентация проектов Изготовление и презентация анатомического фартука Изготовление книги «Путешествие ёжика»
Презентация проектов Коллективная работа «Страна Бифилиния» (аппликация по ткани, лепка+рисование)
Презентация проектов Театрализация «В гостях у Мойдодыра». Театрализация «Микроб – опасный злодей». Театрализация была проведена на родительском собрании в группе и перед детьми других групп детского сада.
Презентация проектов Изготовление книги Страна здоровья»
Тема проекта «Здоровая семья» Размещение информации в родительском уголке Пополнение предметно- развивающей среды Помощь родителей в сборе информации Подборка фоно- и видеотеки Организация встречи с представителем компании «Био-Веста» Индивидуальные беседы Совместное выполнение минипроектов родителей с детьми Организация работы с родителями Помощь в оформлении альбома и познавательного материала
Работа с родителями в рамках проекта Информирование родителей о проекте через беседы, размещение информации в родительском уголке. Подбор родителями художественной и познавательной литературы. Подбор фоно- и видеотеки. Насыщение предметно-развивающей среды группы. Организация художественно-продуктивной деятельности для совместного выполнения минипроектов (подтем). Участие в семинарах-практикумах по ручному труду. Информация для родителей на данном этапе: Было предложено родителям дома ответить детям на вопросы: Что такое правильное питание? Что значит вредные привычки? Что такое микроб? 1. Этап 2. Этап 3. Этап
Работа с родителями в рамках проекта 4. Этап Выбор родителями минипректов (подтем) Создание книги «Страна здоровья» Акция «Дерево здоровья» (посадка елок на участке группы) Изготовление «Бабушкиного сундучка» с народными рецептами здоровья Конкурс рецептов «Здоровое блюдо моей семьи» Подготовка сказке «В гостях у Мойдодыра» Участие в физкультурном досуге «Девочка чумазая» Подготовка костюмов и атрибутов к сказке «Микроб – опасный злодей» Поэтическая страничка – участие в создании альбома «Сказки и стихи о Бифилине» Презентация проектов: Конкурс «Лучший полезный рецепт»; Подготовка и проведение театрализации «Микроб – опасный злодей». Презентация рабочих тетрадей «Путешествие с Биффи в страну Здоровья».
5. Этап Создание поэтических строк для книжек-малышек. Оформление материалов для «Бабушкиного сундучка» Создание костюмов и атрибутов к театрализациям «В гостях у Мойдодыра», «Микроб – опасный злодей» Совместное выполнение заданий в рабочей тетради «Путешествие Биффи в стране Здоровья» Изготовление мягких игрушек на семинаре-практикуме (Бифилинка и микробы) Реализация минипроектов
Перспектива Выход на следующие темы: «Движение – жизнь» «Режим дня» «Закаляйся, если хочешь быть здоров» «Вода – это жизнь» «Спорт» Все фотографии использованы с согласия законных представителей детей Результаты работы по проекту представлены на районном конкурсе «Питание и здоровье», проект занял 3 место.