ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В. Ф. ВОЙНО – ЯСЕНЕЦКОГО» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГБОУ ВПО КРАСГМУ ИМ. ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО – ЯСЕНЕЦКОГО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА» ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ВТОРОГО КУРСА ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 202 ГРУППЫ, ПУТКОВА АНАСТАСИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: АССИСТЕНТ КАФЕДРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ И КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ ИПО ШАПОВАЛОВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ПЛАН ТЕМЫ 1. Определение 2. Специализация левого и правого полушарий 3. История изучения функциональной асимметрии мозга 4. Патология и функциональная межполушарная асимметрия 5. Вывод 6. Значение знаний об МПА для клинического психолога
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Функциональная ассиметрия головного мозга – это неравноценность и различие того вклада, который делают левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию. Различие в мозговых организациях высших психических функций в левом и правом полушарии.
Межполушарная асимметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека.
Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей регуляторов моторной сферы организма в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в по ведении человека, управляемого корой больших полушарий. Полученные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления.
Сенсорные и моторные пути, связывающие мозг и тело, почти полностью перекрещены. Каждая рука обслуживается главным образом противоположным (контралатеральным ) полушарием.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ Левое полушарие Правое полушарие Устная речь Чтение Письмо Вербальное мышление Метр прозы и поэзии Ритм музыки Название цветов Классификация цветов Счет Правая часть внешнего пространства Интерпретация мимики и жестов Метафорный смысл речи Чувство юмора Эмоциональная окраска речи Интонация устной речи Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве Пространственные координаты, общая пространственная ориентация Геометрия, игра в шахматы Восприятие "гештальтов" Левая и правая части внешнего пространства Распознавание мимики и жестов Узнавание лиц Эмоциональные реакции
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА На протяжении относительно короткой истории исследований человеческого мозга ученые не раз обращались к вопросам о функциях различных его областей. Наиболее ярко это проявилось в попытках разделения психических функций человека в соответствии с очевидным анатомическим делением мозга на правую и левую половины. Первым, кто высказал предположение о том, что мозг не является однородной массой и что центры различных функций могут быть локализованы в различных областях мозга, был немецкий анатом Ф. Галль. Он полагал, что способность к речи локализована в лобных долях мозга. По мнению Галля, форма черепа отражает строение лежащей под ним мозговой ткани и особенности развития мозга каждого человека могут быть определены путем тщательного изучения шишек на его голове.
В 1836 г. никому неизвестный сельский врач Марк Дакс выступил c небольшим докладом на заседании медицинского общества в Монпелье (Франция), где высказал идею, между потерей речи и повреждением одного из полушарий мозга, по- видимому, существует связь, исходя из своих наблюдений на службе в виде практикующего врача. В 1861 г. на заседании общества антропологов Э. Обуртен повторил утверждение о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Его слова произвели очень большое впечатление на молодого хирурга П. Брока, присутствовавшего на заседании. Всего за несколько дней до этого в больницу, где работал Брока, поступил пациент, который много лет страдал потерей речи и правосторонним параличом (гемиплегией). Брока предложил Обуртену вместе осмотреть больного. Через два дня после осмотра больной скончался, и Брока получил возможность провести посмертное исследование мозга. Это исследование отчетливо показало, что в левой лобной доле находился очаг повреждения. Брока продемонстрировал препарат на заседании общества и рассказал о полученных данных.
ПАТОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ Патологические процессы могут быть связаны с межполушарной асимметрией функций головного мозга по крайней мере двумя способами: патология может иметь непосредственное отношение к дисфункции одного из полушарий, т.е. нарушению одной(или более) его способностей; а может быть связана с характером межполушарной асимметрии, отличным от нормального. При возникновении патологического процесса имеют место оба вида дисфункций. Среди различных последствий повреждений мозга можно выделить наиболее поддающиеся определению и явно диагностируемые дисфункции.
Агнозия - "неспособность узнавать". Выделяют следующие виды агнозий: зрительная, слуховая агнозия и астереогнозис или неспособность узнавать знакомые предметы с помощью прикосновения или ощупывания. Еще один вид дисфункции - это афазия (нарушение способности говорить или понимать речь). Известны две основные формы - экспрессивная ("моторная") и рецептивная ("сенсорная") афазии. Апраксия определяется как неспособность осуществлять определенные произвольные движения при отсутствии паралича или потери чувствительности. Апраксию можно рассматривать как следствие разрушения программы, или "памяти", в которой записана последовательность движений, необходимая для осуществления какого-либо действия. Различают кинетическую, идеомоторную, идеационную, конструкционную апраксию.
ВЫВОД Межполушарная ассиметрия - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга человека и животных, проявляющиеся в межполушарной асимметрии психических процессов. В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ МПА ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА Развитие высших психических функций человека связываются с уровнем межполушарной асимметрии (латерализации) мозга, что является одним из условий нормального развития. Клиническому психологу, как имеющему дело в своей работе с психикой людей, естественно, необходимо знать для продуктивной работы об особенностях и закономерностях МПА.