«Я знал одной лишь думы власть…» (страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри). Работу выполнила ученица 5 А класса МОУ гимназии 26 Шлапакова Лада
Задачи исследования: проследить трагическую судьбу Мцыри; выяснить, почему Мцыри так не любил монастырь; выяснить, какие черты характера не дали ему принять монашеский обет; понять, в чём Мцыри видит счастье; выяснить, что толкнуло юношу на битву с барсом; выяснить, почему Мцыри не удалось вернуться на Родину.
Этапы исследования: прочтение и осмысление поэмы; знакомство с критикой поэмы; формулировка темы исследования анализ судьбы и характера героя поэмы Мцыри; изучение биографии М. Лермонтова и сопоставление её с образом Мцыри; выводы (подтверждение достижения целей)
«Душой дитя, судьбой монах» Предпочтение умереть, чем жить в неволе Любовь к природе Жажда борьбы Стремление к свободе Тоска по Родине Желание любить и быть любимым «Цветок темничный»
Монастырь – судьба Мцыри …Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал Ребёнка пленного он вёз Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути; Он был, казалось лет шести… *** …Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасён.
Побег из монастыря. И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…
«Я видел горные хребты, причудливые, как мечты…»
Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви. Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей. *** И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои Смутились. И помню только я Кувшина звон, - когда струя Вливалась медленно в него, И шорох… больше ничего. За этим образом скрыт образ сестры, образ матери, любимой девушки.
Схватка с барсом …И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил… Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!
Юноша с горечью сравнивает себя с тепличным цветком, вынесенным доброй рукой в сад: На мне печать свою тюрьма Оставила… Таков цветок Темничный: вырос одинок И бледен он меж плит сырых, И долго листьев молодых Не распускал, всё ждал лучей Живительных. И много дней Прошло, и добрая рука Печалью тронулась цветка, И был он в сад перенесён, В соседство роз. Со всех сторон Дышала сладость бытия… Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок...
Уже умирая, Мцыри просит монаха перенести его в сад, в густую траву, где "свежий воздух так душист". В единстве с природой он хочет провести последние минуты жизни. К тому же "оттуда виден и Кавказ!" Мцыри умирает с мыслью "про милую страну", такой же одинокий, как и раньше, но гордый и непокоренный. Когда я стану умирать И, верь, тебе не долго ждать, - Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я последний раз. Оттуда виден и Кавказ.
«Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» М.Ю.Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью героя.
Вывод: Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить.