Современное представление о результатах образования Часть 1 А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования : неопределенность результатов 1.
Advertisements

Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих.
« Стратегия развития системы образования: цели, институты, электронная среда » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной.
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Тенденции инновационного развития: проблематика и перспективы А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1.
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области Окружная конференция педагогических работников «Формирование ИКТ – компетентности.
Концепция создания сети опорных школ по физико-математическому направлению Калининградская область, 2013 Л.А.Зорькина, ректор Калининградского областного.
Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Перспективы развития образования до 2030 года А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 18 октября 2014.
Институциональная модернизация системы образования А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Институт проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамский, научный руководитель.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МОУ СТРЕМУТКИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПСКОВСКОГО РАЙОНА.
1. Современный этап мирового развития 2. Глобализация – характеристика современного мира 3. Глобальные проблемы современности Противоречивость и целостность.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Современные подходы к оценке качества ОУ, ДОУ, муниципальной образовательной системы Н.Г. Корнещук, д.п.н., доцент директор Южно-Уральского центра мониторинга.
Транксрипт:

Современное представление о результатах образования Часть 1 А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Цели модернизации образования Обеспечить социализацию граждан Догнать лидеров Удовлетворить критиков Обеспечить конкурентоспособность Занять население Улучшить жизнь людей 2

История модернизации образования Моисей - исход, закон, новые ценности, текст Иисус - учитель, новые правила, нормы, новые ценности, новая школа Сократ - текст, метод, новые ценности Блаженный Августин, Игнатий Лойола, Ян Амос Коменский - система, учреждение, организация Княгиня Ольга, князь Владимир - новые ценности, грамотность, учреждение, школа – государство, первая модернизация образования в России Петр I – вторая модернизация, приглашение «немцев» Екатерина Великая - третья модернизация, создание института образования, системы школ, охранная педагогика самодержавия Ленин, Сталин - четвертая модернизация образования в России, педагогика социализма Мы участники пятой модернизации образования (с середины 80-х годов) 3

Модернизация укладов - связь с образованием Модернизация образования - черепаха и Ахиллес. Жизнь меняется - образование догоняет. Пока жизнь менялась медленно - школа НЕ успевала малозаметно Примерно на этапе железных дорог стало ясно, что "гонка образовательного вооружения" проиграна окончательно. До этого была война луддитов – жестокая, но проигранная вчистую. Телефон, радио, автомобиль, самолет, ракета, атомная бомба и компьютер "похоронили" образование как институт "подготовки к жизни" Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций), стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла) образовательных программ и институтов. 4

Технологические уклады и образовательные институты При всем желании создавать новое, в нас должно быть, по блестящему выражению Ф. Хайека, смирение перед процессами, "которые превосходят своей мощью индивидуальный разум". Индустриальный уклад Информационный уклад 5

Технологические уклады и педагогика Четвертая волна ( гг.) - развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Компьютеры, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Пятая волна ( гг.) - микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Какой тип образования поддерживает эти изменения? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 4

Пятый уклад Индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др Насколько характеристики технологический укладов коррелируют с направлениями модернизации образования? Массовизация и индивидуализация Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 5

Образовательные и технологические инновации Коррелируют ли между собой образовательные и технологические инновации? Индустрия быстрого прототипирования – 3D принтеры Архитекторы уже создают образ новой жизни города, в котором напечатать можно будет все: от женских украшений до целых кварталов. Возможность печатать изделия прямо дома или в соседнем офисе изменяет саму культуру владения и избавит от необходимости в накоплении вещей. В конечном счете, может сформироваться экономическая и окружающая среда, которая будет действовать подобно природной биосфере когда устаревший объект будет тут же переработан с учетом новых требований. Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 6

Пример технологического прогноза Быстрое прототипирование 3D-печать

Персонализированные продукты и модели

Направления применения 3D- печати

Кол-во персональных компьютеров на человека (США) 1975 год: 0,0002 компьютера на чел год: 1 компьютер на чел.

Персональный 3D-принтер, 2040 год

Жизненный цикл перспективных технологий прототип – лаборатория – популяризация – спад интереса – внедрение (массовое) или сход с дистанции –

Технологии сегодня ( ) пик популярности, интерес сми, общества Социальная аналитика (анализ данных, трендов, портрета потребителя) 3D-печать (уже относительно массовое применение в арт- индустрии, моделировании) BYOD (применение личного устройства в целях работы, учебы) Магазины приложений (программное обеспечение как услуга) Облачные (гибридные) технологии Дополненная реальность Только входят в публичное поле: Геймификация (игровые технологии в экономике, в образовании), Краудсорсинг, Технологии больших данных –

В зоне «ближайшего развития» ( ) в лабораториях, пилотные проекты, удешевление Кремниевые аноды (сверхемкие батареи, процессоры с низкой энергоемкостью) 3D-сканеры («томограф» - удешевление технологии) Запросы на естественном языке (голосовое управление устройствами) Самоуправляемые автомобили (google-автомобиль) –

Ожидаемые технологии (выход из прототипов, лабораторий) в Интернет вещей Онлайн-управление бытовыми устройствами, личными вещами, мониторинг физических параметров, поиск, и т.д.) Голографические 3D-дисплеи (прототипы дисплеев, искусственно генерирующих голографическую интерференционную картину Мобильные роботы (автономные беспилотные летательные аппараты или складские роботы) Трёхмерные биопринтеры («печать» клеток, кровеносных сосудов) Усовершенствование человека (бионические протезы) –

11 марта 1811 года в английском городе Ноттингемшир группа неизвестных ворвалась на трикотажную фабрику и принялась крушить станки для производства чулок. Повредив 63 станка, злоумышленники скрылись.

Сопротивление модернизации: восстание луддитов Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию.саботажсмертной казнью1813 году «Самое упорство, с которым действуют эти несчастные, служит тому доказательством; ибо что, кроме самой крайней нужды, могло бы побудить такое большое количество людей, до тех пор честных и трудолюбивых, к совершению поступков, столь опасных для них самих, для их семей и для общества?» (Первая речь Байрона в палате лордов, произнесенная им 27 февраля 1812 г. в защиту луддитов - разрушителей станков) Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., 13

Влияние и эффекты образования Влияние образования на изменения жизни - снижается Влияние образования на качество жизни людей - снижается Качество дошкольного образования все меньше влияет на здоровье и социализацию ребенка Качество общего образования влияет меньше, чем неформальные, несистемные, дополнительные формы образования Качество профобразования становится менее значимым, чем внутри фирма подготовка и повышение квалификации Индустриальные институты и формы образования (учреждения, организации типа фабрик и заводов, войсковых подразделений и тюремных укладов, административных контор) - не гибкие, не не восприимчивые. Развитие поэлементно в них невозможно, а тотально - приводит к слому всей конструкции. Отсюда бытующее представление о модернизации, как о разрушении системы образования. 20

Институциональная образовательная политика Образовательная политика может быть двух видов: культивирование прецедентов и развитие институтов. Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивавшие звезд. Богатая история продвигов и свершений и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нил, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось просить институциональную брешь. Самым ярким примером является гениальный Михаил Щетинин. 21

Институциональная образовательная политика Институциональная образовательная политика - развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов. Примеры принципов: формульное финансирование, подушевое финансирование, зарплата по результату, деньги взамен на обязательства, деньги взамен на эффекты. Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевой взаимодействие. Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека. 22

Институциональная образовательная политика "Поскольку правила должны служить для индивидов указателями при выстраивании их собственных планов, они должны устанавливаться так, чтобы оставаться в силе долгое время". Ф. Хайек. Правила - не алгоритм или указание, что и как делать, а ориентир для принятия решения каждым в отдельности. Примеры норм и правил: Ожидаемое индивидом вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам его усилий, а не их субъективным достоинствам". Ф. Хайек, " Индивидуализм и экономический порядок". 23