Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте материал и наметьте последовательность его изучения. 3. Сгруппируйте наиболее экономично учебный материал. 4. Определите наиболее простые и сложные разделы курса. 5. Работайте последовательно, обращая особое внимание на сложные разделы. 6. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чем говорится в тексте. 7. Ставьте вопросы к отдельным фрагментам текста. 8. Расширяйте содержание, позволяющее глубже понять изучаемый материал. 9. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, начиная с первого раздела и заканчивая последним. 10. Проработайте вариантов экзаменационной работы прошлых лет.
Нормативные документы Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приложение к Приказу МО РФ 1236 от г. «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) общего образования»). Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приложение к Приказу МО РФ 1236 от г. «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) общего образования»). Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приложение к Приказу МО РФ 1089 от г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приложение к Приказу МО РФ 1089 от г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») Нормативные документы
Подготовку к экзамену следует начинать с 1 четверти в двух направлениях: Обеспечить систематическое повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для понимания учащимися материала (за 6-9 классы) на уроках и во внеурочное время (консультации, элективные курсы, факультативы, кружки).Обеспечить систематическое повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для понимания учащимися материала (за 6-9 классы) на уроках и во внеурочное время (консультации, элективные курсы, факультативы, кружки). Сосредоточить внимание учащихся на сравнительных характеристиках и отличительных особенностях организмов, представляющих все царства живой природы.Сосредоточить внимание учащихся на сравнительных характеристиках и отличительных особенностях организмов, представляющих все царства живой природы.
Правила работы с тестом Внимательно прочитать инструкцию к заданию, чтобы понять то, что необходимо сделать в данном конкретном тесте. Внимательно прочитать инструкцию к заданию, чтобы понять то, что необходимо сделать в данном конкретном тесте. Определить процедуру выполнения и перейти к работе с самим тестовым заданием. Определить процедуру выполнения и перейти к работе с самим тестовым заданием. При знакомстве с вопросом тестового задания добейтесь понимания того, что именно в нем спрашивается. При знакомстве с вопросом тестового задания добейтесь понимания того, что именно в нем спрашивается. Рассматривая предложенные варианты ответов (дистракторы), следует отбирать из них заведомо неверные (сокращая число вариантов до минимума). Рассматривая предложенные варианты ответов (дистракторы), следует отбирать из них заведомо неверные (сокращая число вариантов до минимума). Оставшиеся ответы могут быть близки по своему смыслу и поэтому следует быть внимательным, делая свой окончательный выбор. Оставшиеся ответы могут быть близки по своему смыслу и поэтому следует быть внимательным, делая свой окончательный выбор.
Выработка умений распознавать рисунки (рисованные задания) Требуют большой концентрации внимания. Требуют большой концентрации внимания. Внимательно рассматривать предлагаемые изображения, уточнять отдельные детали, помогающие находить нужный объект или фрагмент. Внимательно рассматривать предлагаемые изображения, уточнять отдельные детали, помогающие находить нужный объект или фрагмент.
Задания на соотнесение одного элемента с другими, на установление последовательностей процессов и явлений Выбрать те дистракторы, которые не вызывают сомнений. Выбрать те дистракторы, которые не вызывают сомнений. Остальные ответы сортировать по следующим критериям: внешнее и внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Остальные ответы сортировать по следующим критериям: внешнее и внутреннее строение, процесс, явление, понятие, термин, факт. Определить логические пары, из которых выбрать правильные ответы. Определить логические пары, из которых выбрать правильные ответы.
Задания со свободным ответом Включать недостающие слова в готовый тематический текст (определить раздел биологии, о котором идет речь в тексте, познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения, исключить ненужные термины из перечня, детальный анализ оставшихся терминов на предмет соответствия с предложенным текстом). Включать недостающие слова в готовый тематический текст (определить раздел биологии, о котором идет речь в тексте, познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения, исключить ненужные термины из перечня, детальный анализ оставшихся терминов на предмет соответствия с предложенным текстом). Находить и исправлять ошибки в тексте (в предложении только одна ошибка, нужно найти предложения с ошибкой, сформулировать неверные утверждения правильно). Находить и исправлять ошибки в тексте (в предложении только одна ошибка, нужно найти предложения с ошибкой, сформулировать неверные утверждения правильно). Извлекать необходимую информацию из развернутого текста и строить развернутый ответ, на основе содержания прочитанного (быстро читать текст и извлекать необходимую информацию для ответа, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу, проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста, собственные умозаключения, отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию, соотносить собственные знания с информацией полученной в тексте) Извлекать необходимую информацию из развернутого текста и строить развернутый ответ, на основе содержания прочитанного (быстро читать текст и извлекать необходимую информацию для ответа, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу, проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста, собственные умозаключения, отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию, соотносить собственные знания с информацией полученной в тексте) Самостоятельно излагать свои мысли в виде подробного аргументированного объяснения (составлять план прочитанных текстов, комментировать ответы других учащихся, находить ошибки в логике их рассказов на разные биологические темы). Самостоятельно излагать свои мысли в виде подробного аргументированного объяснения (составлять план прочитанных текстов, комментировать ответы других учащихся, находить ошибки в логике их рассказов на разные биологические темы).
Спасибо за внимание Учитель биологии Учитель биологии МОУ «Просторская СОШ» МОУ «Просторская СОШ» Банишева Г.П. Банишева Г.П.