СНИЖЕНИЕ БЕДНОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Л. Грибенко, к.э.н. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Июль 2007 года
ЦРТ1 ЛИКВИДАЦИЯ КРАЙНЕЙ НИЩЕТЫ И ГОЛОДА ЗАДАЧА 1: Снизить вдвое за период годов долю населения, имеющего доход не менее 1 доллар в день ЗАДАЧА 1 ЗАДАЧА 1 (адаптированная к условиям Казахстана): Снизить вдвое количество людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума
ЦРТ1 ЛИКВИДАЦИЯ КРАЙНЕЙ НИЩЕТЫ И ГОЛОДА ЗАДАЧА 2: Снизить вдвое за период годов долю населения, страдающего от голода ЗАДАЧА 2 ЗАДАЧА 2 (адаптированная к условиям Казахстана): Сокращение наполовину населения, не получающего сбалансированного питания
Показатели бедности в РК ( гг.) 1999 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г. Прожиточный минимум (ПМ), тенге Доля населения с доходами ниже ПМ, % 34,524,219,816,19,8 /31,6* 18,2* Доля населения с доходами ниже величины продовольственной корзины 14,58,96,34,31,62,7 Глубина бедности, %13,76,14,63,31,73,9 Острота бедности, %5,52,21,61,00,51,3 Коэффициент Джини по квинтильным группам 0,3400,3120,3000,2910,2900,296 Источник: Агентство РК по статистики, 2005 г. *Уровень бедности определен по методике 2000 г.
О структуре получателей АСП за 2006 г. и 1 квартал 2007 г. (из электронной базы данных департаментов областей, г.г. Астана и Алматы) в % лица, занятые по уходу за детьми зарегистрирован- ные безработные самозанятые работающие, без учета самозанятых студенты и др. дневной формы обучения другие 2006 год 1 квартал 2007 г.
ЦРТ1 ЛИКВИДАЦИЯ КРАЙНЕЙ НИЩЕТЫ И ГОЛОДА Основные направления реализации национальной стратегии в РК обеспечение социальной ориентации экономического развития; содействие продуктивной занятости и формирование трудовой мотивации; создание модели социальной защиты населения, адекватной рыночной экономике, и направлений на повышение качества и стандартов жизни населения; формирование национальной модели системы образования; снижение уровня заболеваемости и смертности населения, расширение доступности и повышение качества медицинских услуг; стимулирование рождаемости и улучшение демографической ситуации; использование миграции в интересах развития; развитие сельских территорий; обеспечение экологической устойчивости
РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ДОСТОЙНОГО ТРУДА Более 625 тысяч человек не имеют работы Сложность трудоустройства отдельных групп населения (молодежь, женщины, инвалиды, лица предпенсионного возраста) Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда. Значительная региональная дифференциация рынка труда Наличие неэффективной занятости и теневого рынка труда Создание новых рабочих мест Повышение социальной ответственности бизнеса Применение активных методов содействия занятости Разработка новых форм содействия занятости целевым группам Организация социальных рабочих мест Мониторинг и прогноз спроса и предложения рабочей силы. Повышение уровня информированности населения Развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности. Разработка и реализация региональных программ занятости Формализация трудовых отношений Повышение конкурентоспособности самозанятого населения Содействие предпринимательству ПроблемыПути решения
Система социальной защиты в Республике Казахстан I. Система социальной защиты в РК II. Система социального обеспечения Система социальной защиты в Республике Казахстан I. Система социальной защиты в РК II. Система социального обеспечения Виды и уровни социального обеспечения Источники I уровень – базовые социальные выплаты II уровень (обязательный)- социальные выплаты, осуществляемые за счёт обязательного социального страхования работающего (работавшего) населения III уровень (дополнительный) - социальные выплаты за счёт добровольных отчислений Республиканский бюджет Обязательные страховые взносы работодателей и/или работников Частные, добровольные и/или профессиональные накопительные взносы -Обеспечение социальных гарантий в сфере трудовых отношений; - стимулирование продуктивной занятости; - социальное обеспечение; - социальное страхование; - оказание социальной помощи и социальной поддержки; - предоставление социальных услуг
Система оказания социальной помощи ОХВАТ: ежегодно ( гг.) социальную помощь получают более 2-х млн. человек или 15-16% всего населения ПРИНЦИПЫ: - адресность (предоставляется беднейшим слоям населения) - сочетание пассивных и активных мер оказания социальной помощи; - транспарентность. ВИДЫ : - специальные государственные пособия; - единовременные денежные социальные пособия; - адресная социальная помощь; - жилищная помощь ФОРМА: денежная СОСТАВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ: дети, лица, занятые по уходу за детьми, пенсионеры, инвалиды, безработные малообеспеченная часть работающего населения, студенты.
Динамика оказания государственной адресной социальной помощи за годы
Развитие системы социальной поддержки семей с детьми (2008 г.) Действующая система Предлагаемая система Единовременные пособия на рождение ребенка. Т тенге. Пособия по уходу за ребенком до 1 года на 1-го – 3 МРП тенге; 2-х – 3,5 МРП тенге; 3-х – 4 МРП тенге; 4-х и более – 4,5 МРП тенге. Пособия детям до 18 лет из малообеспеченных семей. Размер 1 МРП –1092 тенге. Специальные государственные пособия для многодетных матерей. Размер 3,9 МРП – 4259 тенге. Отпуска по беременности и родам. (70 календарных дней до родов, 56 - после родов) Введение обязательного социального страхования по беременности, родам и материнству. Единовременные пособия на рождение ребенка. Т ($ 299,4) (увеличение в 2 раза) Единовременные пособия на рождение ребенка. Т ($ 299,4) (увеличение в 2 раза) Пособия по уходу за ребенком на 1-го - Т 5840 ($ 49,9); 2-го – Т 6424 ( $ 54,9); 3-го – Т 7008 ($ 59,9); 4-го и более – Т 7592 ( $ 64,9). Пособия по уходу за ребенком на 1-го - Т 5840 ($ 49,9); 2-го – Т 6424 ( $ 54,9); 3-го – Т 7008 ($ 59,9); 4-го и более – Т 7592 ( $ 64,9). Пособия детям до 18 лет из малообеспеченных семей. Размер 1 МРП – Т1158 (около $ 10). Специальные государственные пособия для многодетных матерей. Размер 3,9 МРП – Т 4516 тенге ($ 38,6)