« Организация работы психологической службы в рамках муниципального образования г. Волжск» Директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт» Москалёва Диана Владимировна
Аннотация Данная работа представляет собой модель организации психологической службы в условиях малого города; Данная работа представляет собой модель организации психологической службы в условиях малого города; Основная идея организации данной модели: каждый специалист работает в одном из направлений; Основная идея организации данной модели: каждый специалист работает в одном из направлений; Данная система позволяет эффективно использовать ресурсы специалистов и способствует профессиональному росту. Данная система позволяет эффективно использовать ресурсы специалистов и способствует профессиональному росту.
Содержание Структура психологической службы в муниципальном образовании г.Волжск Структура психологической службы в муниципальном образовании г.Волжск Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт» Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт» Задачи организации Задачи организации
Структура психологической службы в муниципальном образовании г.Волжск Дошкольныеобразовательныеучреждения Общеобразовательны е школы ЦПМСС «Лабиринт» МУОО г.Волжска
Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико- социального сопровождения «Лабиринт» 1995 год – открытие организации (Психолого-медико-социальный центр «Надежда»)
Задачи организации Оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении и развитии; Оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, медицинской помощи детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении и развитии; Оказание консультативной помощи родителям, педагогическим работникам образовательных учреждений по вопросам развития и воспитания детей и подростков; Оказание консультативной помощи родителям, педагогическим работникам образовательных учреждений по вопросам развития и воспитания детей и подростков; Методическая помощь образовательным учреждениям по вопросам коррекционной деятельности. Методическая помощь образовательным учреждениям по вопросам коррекционной деятельности.
Цель деятельности ЦПМСС «Лабиринт» Цель деятельности ЦПМСС «Лабиринт» Психологическое сопровождение детей и подростков, с целью успешной адаптации в обществе. Психологическое сопровождение детей и подростков, с целью успешной адаптации в обществе.
Структура организации Директор Медико-педагогический совет Заместитель директора по научно-методической работе Творческие группы Сотрудники
Направления деятельности организации: Комплексное психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Комплексное психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Анализ деятельности Психолого-медико- педагогической комиссии (школьной) за учебный год Обследовано на ПМПК Классы коррекционно- развивающего обучения (7%) 12 (8%) 24 (19%) 5-817(10%) 17 (10%) 8 (6%) Умственная отсталость 1-4 кл 10 (6%) 10 (6.3%) 21 (17%) 5-8 кл 1 (0.5%) 1 (0.6%) 4 (3%) Глубокая умственная отсталость 9 (5.3%) 22 (13%) 2 (1.6%)
Сравнительный анализ деятельности Муниципальной ПМПК (дошкольной) за период уч. год Обследование в рамках ПМПК Из них: ОНР 83 (47%) 87 (32.2%) 89 (33%) ФФН 7 (4%) 45 (16%) 9 (3%) ЗПР 14 (8%) 34 (13%) 48 (17%) ЗРР 30 (11%) 15 (5%) Заикание 3 (1.1%) 5 (1.8%) Нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевания ЦНС 27 (15%) 34 (13%) 36 (13.3%) Дети – инвалиды (РЦ «Изий») 13 (7%) 13 (4.8%) 19 (7%) Нарушение зрения 15 (8%) 7 (2.5%) 21 (7%) Норма 6 (3%) 14 (5%) 19 (7%) Умственная отсталость 5 (2.8%) 2 (0.7%) 3 (1.1%) Направлены в РЦ «Надежда» 31- Направлены для оформления пособия по инвалидности 1-5
Сравнительный анализ деятельности ПМПК за период с 2003 по 2006 год
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, способствующая развитию личности и социальной адаптации 11 коррекционно-развивающих программ 11 коррекционно-развивающих программ –Программа коррекции отклонений в формировании школьных навыков» для учащихся начальных классов; –Программам подготовки учащихся одиннадцатых классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга; –Программа подготовки детей к поступлению в школу; –Программа «Развитие психических процессов»; –Программа коррекции отклонений в развитии детей с особыми образовательными потребностями и др.; –Психотерапевтическая группа для взрослых; –Тренинговые программы по подготовке учащихся к олимпиадам.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами Кабинет по профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками; Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков через реализацию на базе образовательных учреждений программы «Навыки жизни»; Цель программы: повышение уровня социально-психологической компетентности подростков, снижение вероятности влечения подростков в экспериментировании ПАВ». Цель программы: повышение уровня социально-психологической компетентности подростков, снижение вероятности влечения подростков в экспериментировании ПАВ».
Психологическое сопровождение профильного образования Цель - организация системы психологического сопровождения профильного обучения в образовательных учреждениях города, что способствует профессиональному определению учащихся, выбору ими индивидуальной образовательной траектории, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.
Очное и заочное консультирование
Служба «Телефон Доверия» 1 июля 1993 – создана первая служба в Республике Марий Эл; 1 июля 1993 – создана первая служба в Республике Марий Эл; март служба «Телефон Доверия» г. Волжска стала членом РАТЭПП, через нее членом Международной Федерации телефонов экстренной психологической помощи (IFOTES); март служба «Телефон Доверия» г. Волжска стала членом РАТЭПП, через нее членом Международной Федерации телефонов экстренной психологической помощи (IFOTES); С 1996 – Служба становится подразделением психологического центра. С 1996 – Служба становится подразделением психологического центра.
Психопрофилактика и психологическое просвещение Психопрофилактика и психологическое просвещение Цель - формирование психологической культуры и грамотности педагогов и родителей по вопросам воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, развития личности, профилактике социальной дезадаптации и неврозов. Цель - формирование психологической культуры и грамотности педагогов и родителей по вопросам воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, развития личности, профилактике социальной дезадаптации и неврозов.
Научно-методическая деятельность МОУ ЦПМСС «Лабиринт» в 2005 году присвоен статус экспериментальной площадки ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», научным руководителем является Елена Юрьевна Борисова, к.пс.н. зав. Республиканским центром психологической службы образования ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»; МОУ ЦПМСС «Лабиринт» в 2005 году присвоен статус экспериментальной площадки ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», научным руководителем является Елена Юрьевна Борисова, к.пс.н. зав. Республиканским центром психологической службы образования ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»; Цель эксперимента: выявление психолого- педагогических условий, влияющих на формирование социально-направленных ценностей подростков. Цель эксперимента: выявление психолого- педагогических условий, влияющих на формирование социально-направленных ценностей подростков.
«Служба ранней помощи ребенку и семье» структурное подразделение МОУ ЦПМСС «Лабиринт», деятельность которого построена на межведомственном взаимодействии и направлена на оказание комплексной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями с рождения до 3-х лет, и его семье. структурное подразделение МОУ ЦПМСС «Лабиринт», деятельность которого построена на межведомственном взаимодействии и направлена на оказание комплексной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями с рождения до 3-х лет, и его семье.
Цель: Своевременное выявление, коррекция отклонений, развитие, обучение, воспитание детей группы риска, снижение числа детей, нуждающихся в специальных реабилитационных услугах. Своевременное выявление, коррекция отклонений, развитие, обучение, воспитание детей группы риска, снижение числа детей, нуждающихся в специальных реабилитационных услугах.
Направления деятельности службы: Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее Профилактическое Профилактическое Консультативное Консультативное
Диагностическое направление Цель: своевременное комплексное выявление детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии, определении их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Цель: своевременное комплексное выявление детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии, определении их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
Коррекционное направление Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста; Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста; Работа диагностических групп раннего возраста. Работа диагностических групп раннего возраста.
Просветительское направление Организацию лекториев для родителей на базе дошкольных образовательных учреждений; Организацию лекториев для родителей на базе дошкольных образовательных учреждений; Выступление в СМИ; Выступление в СМИ; Разработка и выпуск буклетов, брошюр для родителей и педагогов. Разработка и выпуск буклетов, брошюр для родителей и педагогов.
Приоритетный национальный проект «Образование» Социологическое исследование отношения к приоритетному национальному проекту «Образование». Социологическое исследование отношения к приоритетному национальному проекту «Образование».
Результаты социологического опроса
Приоритетный национальный проект «Образование» Целевая муниципальная программа «Развитие образования г. Волжска» на период 2006 – 2009 гг. Целевая муниципальная программа «Развитие образования г. Волжска» на период 2006 – 2009 гг.
Проблемы Наличие теоретических знаний при нехватке практических навыков у молодых специалистов – психологов.; Наличие теоретических знаний при нехватке практических навыков у молодых специалистов – психологов.; Обучение педагогов; Обучение педагогов; Бедная материально-техническая база. Бедная материально-техническая база.
Решение Повышение квалификации специалистов в области инновационных технологий; Повышение квалификации специалистов в области инновационных технологий; Организация тренингов личностного роста и психотерапевтических групп; Организация тренингов личностного роста и психотерапевтических групп; Использование информационно- коммуникационных технологий; Использование информационно- коммуникационных технологий; Создание электронной библиотеки. Создание электронной библиотеки.
Об авторе Москалёва Диана Владимировна Москалёва Диана Владимировна Образование высшее, МГПИ им. М.Е.Евсевьева, специальность олигофренопедагог, педагог-психолог; Образование высшее, МГПИ им. М.Е.Евсевьева, специальность олигофренопедагог, педагог-психолог; Высшая квалификационная категория; Высшая квалификационная категория; Стаж работы 3 года; Стаж работы 3 года; Соавтор проектов: «Дорога в жизнь», Соавтор проектов: «Дорога в жизнь», «Все краски жизни». «Все краски жизни».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !