Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации выступление учителя русского языка и литературы Сидельниковой А.В.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Процесс социализации можно условно разделить на 4 компонента: -стихийная социализация человека; -относительно направляемая социализация; -относительно социально контролируемая социализация; -относительно сознательное самоизменение человека.
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им. Социально-педагогическая виктимология разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно разделить на реальные (дети-инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями ) потенциальные (дети с пограничными психическими состояниями и с акцентуацией характера; дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным и культурным уровнем) латентные (высокоодаренные дети, условия социализации которых оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности)
Объективные факторы превращения ребенка в жертву неблагоприятных условий социализации: суровые природно-климатические условия; общество и государство; уровень экономического развития общества и социальной политики государства; катастрофы; сверстники; семья;
На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что ребенок станет жертвой неблагоприятных условий социализации. Из них наиболее распространенны: Период внутриутробного развития плода Младший школьный возраст (6-10 лет) Подростковый возраст (11-14 лет) Ранняя юность ( лет)
Степень устойчивости и мера гибкости ребенка, уровень его рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации, личностные особенности - склонность ребенка брать ответственность на себя за все происходящие с ним события (интернальность), либо перекладывать ее на других людей и внешние обстоятельства (экстернальность) - все это влияет на степень подверженности ребенка или подростка неблагоприятным условиям социализации.