«Модуль системы оценивания навыков активного слушания учащихся 5 классов» Авторы: Ваганова Елена Валерьевна, заместитель директора по УВР; Филык Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы. МАОУ СОШ 2 г. Чайковский
Личностный результат формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. умение учащихся 5 классов слушать мнение говорящего
Актуальность
Объект оценивания – процесс активного слушания.
Техническое задание Ученик 5 класса должен внимательно, уважительно выслушать мнение говорящего; задать два вопроса по теме сообщения, чтобы выяснить, насколько точно понимает мнение говорящего; высказать эмоции по отношению к услышанному с пожеланиями говорящему в любой форме (рисунок или текст); найти для себя полезную или интересную информацию и записать (Что из сказанного я могу применить? Как это соотносится с тем, что мне уже известно? Что я могу предпринять?)
Процедура оценивания 1 Подготовительный этап 1) Подготовить магнитофон для аудиозаписи 1) Подготовить тему выступления 1) Подготовить старшеклассника к выступлению 1) Создать оценочный лист на каждого слушателя 1) Проинструктировать экспертов (1 эксперт на 2 слушателя) 1) Познакомить экспертов с темой выступления, чтобы они не отвлекались на содержание. 1) Распределить экспертов 1) Настрой на работу 6 слушателей (инструкция) (5 мин.) 1 Подготовительный этап Подготовить магнитофон для аудиозаписи Подготовить тему выступления Создать оценочный лист на каждого слушателя Проинструктировать экспертов (1 эксперт на 2 слушателя) Познакомить экспертов с темой выступления, чтобы они не отвлекались на содержание. Распределить экспертов Настрой на работу 6 слушателей (инструкция) (5 мин.)
Основной этап Выступление говорящего (5-6 мин.) Деятельность слушателейДеятельность экспертов Внимательно слушают Фиксируют поведение учащихся в оценочных листах по показателям во время слушания. Задают по 2 вопроса, а говорящий отвечает (30 мин.) Фиксируют количество задаваемых вопросов. Высказал эмоции к услышанному Фиксируют форму высказывания к услышанному. В оценочных листах выставляют баллы, которые соответствуют уже разработанным показателям. Записывают и по очереди озвучивают, какую полезную и интересную информацию они для себя нашли; сдают листы экспертам (15 мин.) Фиксируют наличие информации и ее соотнесенность с жизненным опытом учащихся.
Подведение итогов. Эксперты подводят итоги, подсчитывают баллы; по необходимости используют аудиозапись, которая ведется на протяжении всей процедуры оценивания. Оценочные листы раздаются детям на следующий день. Проводится рефлексия по итогам процедуры оценивания.
п / п КритерииПоказатели, баллы 1 Поведение учащихся во время слушания Слушает внимательно на протяжении всего выступления (5-6 мин.) – 20 Слушает внимательно на протяжении 4 мин. – 15 Слушает внимательно на протяжении 3-2 мин. – 10 Слушает внимательно меньше 2 мин. – 5 Не слушает – 0 2 Умение задавать вопросы по теме сообщения (не более 2 вопросов) Задал: 2 вопроса по теме – 20 1 вопрос по теме – 10 0 вопросов или вопрос не по теме – 0
Проявление интереса к услышанному Высказал эмоции к услышанному: Текстом из эмоциональных слов корректно – 30 Текстом из эмоциональных слов не корректно – 20 Рисунком – 10 Не высказал – 0 Умение найти полезную или интересную информацию для себя Записал полезную или интересную информацию и соотнес ее со своим жизненным опытом – 30 Записал полезную или интересную информацию, но не соотнес со своим жизненным опытом – 20 Не записал полезную или интересную информацию, но поделился своим опытом – 10 Не записал – 0
Максимальная способность слушать оценивается 100 баллами баллов – умение слушать очень низкого уровня баллов – умение слушать низкого уровня баллов – умение слушать среднего уровня баллов – умение слушать выше среднего уровня баллов – умение слушать высокого уровня
Техника активного слушания
Спасибо за внимание!!!