Что такое дисграфия? Консультация логопеда Автор: Мальцева Елена Михайловна, МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
Дисграфия это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов.
Виды специфических ошибок: Пропуск букв: «Тая» - Таня, «мячик» - мячик Недописывание: «зайка» - зайкаа, «миш» - мишка Вставки: «на речку» - на речку, «в куклы» - в куклы Перестановки: чулан "чулан", ковром "кормов".
Замена звонких –глухих согласных (б-п, д-т, з-с, ж- ш, в-ф, г-к): «книга» - книга, «любим» - любим Замена и смешение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, ч-щ, ц-с): «миска» - мишка, «зайка» - зайкаа
Замена и смешение твёрдых- мягких согласных: «да-да» - дядя, «мячик» - мячик, «Тяна» - Таня, «кон» - конь, «стьихи» - стихи
Оптические ошибки. Дети путают на письме дб, ао, иу, тп, У-Ч, К-Н и др. Например: «собака» - собака, «панк» - танк, « звуки» - звуки.
Причины специфических ошибок: Дети не различают фонем (звуки) родного языка, т.е. не развит фонематический слух. Нарушение зрительного восприятия детей. Отставание в речевом развитии. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения Бедность словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи
Диктант. Ежык. Таня и Нана шлеоли по лесу. Деовчки нашли ежа у еже колуче. Иголки этих иголок пугаеца джо волк. Ежык ест мышей девочки ни взял ежа пуст бегает по лесу.
Диктант ученика 1 кл. весной пиццы парили гёзда. уаиса гиздо уаиста гнездо наберзе. Ластачка зыёт пткый дона. ахитры воробей свел радом сорим. Там хорошо испкно.
Виды работ по исправлению твёрдости-мягкости Игра «Твёрдый-мягкий» Условие : Я называю твёрдый звук, а вы мягкий. И наоборот. Я называю слог с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким. И наоборот. Н-р: ка-кя ры-ри ну-ню Найди в предложении слова с буквами (а- я) и выпиши в отдельные столбики. Н-Р: Дядя Юра принёс книгу.
Подпиши картинки, где есть буква А.
Придумай слово с данной буквой (в середине и конце слова). Н-Р: Я - мясо, няня. Нарисуй и подпиши картинки, где есть буква А. Добавь слог ЛА илиЛЯ. Н-р: Смо-, де-, саб-. Вставь пропущенные буквы А или Я: Н-р: м-со, м-к, с-д, м-ч.
Выбери картинку, где есть буква Я
Если такую работу вести планомерно, не давя на ребенка и требуя мгновенных результатов, то, как правило, проблема дисграфии затухает или исчезает вовсе. Так что если вашему ребенку поставили "диагноз" дисграфия, не впадайте в панику - это исправимо.
Работа по исправлению ошибок ведётся: последовательно от простого к сложному систематически.