Цели и задачи работы Проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина, понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова. Определить, как и почему в разные периоды творчества менялось отношение поэта к молитве, к Богу.
Методы работы составление картотеки цитат из стихотворений поэта поиск по словарям религиозной терминологии
«Поэзия- сестра молитвы» Молитвенное творчество - прообраз подлинного искусства.
Родной приход С.Есенина Константиновское земское училище
Азы духовных дисциплин Поэт прекрасно знал тексты «Православного молитвослова», Закон Божий, письмо церковнославянское, праздничные службы, тропарь, канон, псалом, акафист.
Заупокойные молитвы Чтение Псалтыря как акта заупокойной службы Есенин воссоздаёт в стихах, пронизанных трагическими мотивами, вызванными лишениями Первой мировой войны.
Темы молитв на разных этапах творческого пути
Ранний период Молитвы природным стихиям Лирический герой Есенина – странник, скитающийся по земле, творит молитву под открытым небом. В этом проявляется традиция Христианско-языческого двоеверия, древнеславянского культа матери-земли: «Я молюсь на алы зори», «Я странник убогий, молюсь в синеву».
«Я верую!» В стихах и поэмах годов звучит соборная общественная молитва, больше проявляются церковно - гимнографическая традиция, больше обращений к самому Богу: «Господи, я верую!».
Период революции
Антимолитва Время моё приспело, Не страшен мне лязг кнута. Тело, Христово тело Выплёвываю изо рта
«Письмо матери» Решительный отказ от молитвы: «И молиться не учи меня, не надо! К старому возврата больше нет.»
Последние годы жизни Последние годы жизни Сложные противоречия Ты прости, что я в Бога не верую, Я молюсь ему по ночам… («Синий день»)
ГБОУ ЦО «Феникс» 1666 Работу выполнила Васильева Екатерина, ученица 11 класса «А» Руководитель Ключникова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Москва 2012