Анализ поэтического текста (на примере стихотворений Сергея Есенина о Родине)
Мини-викторина - Где и когда родился С.А.Есенин? - В какой губернии располагалось село Константиново? - На берегу какой русской реки прошло детство С.Есенина? - Кем были родители будущего поэта? - Кто еще сыграл большую роль в его воспитании? - Какие стихи С.Есенина вы знаете, любите? - Каковы основные темы его поэтического творчества?
Работаем с понятиями Текст Тема текста Основная мысль Тип речи Разговорная лексика Диалектизмы Авторские неологизмы Устаревшая лексика Эпитет Олицетворение Метафора Сравнение
Работаем с текстом 1.Внимательно прочитайте стихотворение. 2.Постарайтесь мысленно представить себе картины и образы, которые рисует С.Есенин. 3.Познакомьтесь с заданиями к тексту (таблица).Обратитесь к справочным материалам. 4.Занесите результаты своих наблюдений над есенинским словом в таблицу. 5.Сделайте выводы.
Памятник С.Есенину в Москве. Скульптор В.Е.Цигаль г. …Жизнь входит в берега. Села давнишний житель, Я вспоминаю то, Что видел я в краю. Стихи мои, Спокойно расскажите Про жизнь мою… С.Есенин «Мой путь»
В этом имени - слово есень… В этом имени- слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет Что-то есть в нем от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Синь березы и синь- рассвет. Что-то есть в нем от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин»- Всей России встают черты. Н.Браун
Вопросы для анализа 1.Внимательно прочитайте стихотворение. 2.Подчеркните ключевые слова. 3.Какое настроение преобладает при чтении? 4.Сравните это стихотворение с предыдущим. Что общего? А в чем отличия? 5.Как вы думаете, что послужило причиной таких изменений?
Образ Родины в лирике поэта Анализ поэтического слова в стихотворениях С.Есенина помогает нам разобраться в Есенине- поэте, в Есенине - человеке, увидеть, как тесно переплетены эти понятия, почувствовать всю глубину его души, в которой бережно хранятся воспоминания детства, живет беспредельная и страстная любовь к родине.
Домашнее задание Напишите мини-сочинение на тему: «Какой я представляю себе Родину С.Есенина?»
А как ты думаешь? - Что вам понравилось сегодня на уроке? сегодня на уроке? - Что особенно запомнилось? Удивило? Удивило? Стало открытием? Стало открытием? - Как вы считаете, в чем преимущества уроков преимущества уроков словесности? словесности? Нужны ли они? Нужны ли они? Спасибо за работу!
Работаем с понятиями Текст- группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст- группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Работаем с понятиями Тема текста- это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Работаем с понятиями Основная мысль (идея) текста- это то главное, что хотел сказать автор, ради чего написан текст.
Работаем с понятиями Тип речи Тип речи- это способ представления предмета высказывания автором текста. Основные типы речи: Основные типы речи: Повествование Описание Рассуждение
Работаем с понятиями Разговорная лексика Разговорная лексика служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Например: жисть, слухают, солонка, печурка, дощатый
Работаем с понятиями Диалектизмы Диалектизмы - слова, употребляемые преимущественно жителями определенной местности (чаще сельской). В словаре имеют помету диал.(диалектное) или обл.(областное) Махотка –глиняный горшок, инда - даже, дёжка- кадка.
Работаем с понятиями Авторские неологизмы Авторские неологизмы- новые слова, намеренно созданные автором с определенной стилистической целью. Хлябь, стозвонный, яблонный (цвет)
Работаем с понятиями Устаревшая лексика Устаревшая лексика – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением соответствующих понятий, предметов. В словаре имеют помету устар. (устаревшее). Волость, уезд, инок
Работаем с понятиями Эпитет- Эпитет- художественное, образное определение (прилагательное, наречие или существительное- приложение) Мой край, задумчивый и нежный…
Работаем с понятиями Олицетворение- Олицетворение- наделение неодушевленных предметов качествами, присущими человеку (даром речи, способностью мыслить и чувствовать и т.п.) Метель ревела под оконцем …
Работаем с понятиями Метафора Метафора- употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. «Скрытое сравнение» Выткался на озере алый свет зари…
Работаем с понятиями Сравнение Сравнение- троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. И березы стоят, как большие свечки…