(1895 – 1925) Учитель Е.И.Лебедева
С.А.Есенин родился 21 сентября 1895 г. в с. Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Родители расстались, мальчик воспитывался в семье деда по материнской линии.
Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но добром к нему человеке, «умудренном книжностью». Бабушка любила внука до самозабвенья. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», - писал о себе поэт. дед Фёдор Титов «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.» «Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан... Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, "умственный мужик"...» «Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ.»
С 1904 по 1912 г. Есенин учился в Константиновском земском училище, а затем в Спас-Клепиковской учительской школе. Уже в эти годы начало проявляться его яркое поэтическое дарование, начинает писать стихи.
Весной 1912 г. Есенин отправляется в Москву к отцу. Работает вместе с отцом в мясной лавке, подрабатывает в книгоиздательстве, в типографии. Стремясь продолжить свое образование, поступает в Московский городской народный университет им.Шанявского на историко-философское отделение г.
Весной 1915 г. Есенин переезжает в Петроград, входит в литературную среду, знакомится с А.Блоком. Блок назвал Есенина «талантливым крестьянским поэтом». С помощью Блока Есенин налаживает связи с литературными журналами, в которых всё чаще и чаще печатаются его произведения. Успех Есенина был быстрым и шумным. В 1916 г. выходит первая книга «Радуница», которая сделала его известным.
Уже в книге «Радуница» обнаружилось одно из сильнейших качеств есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. События 1917 г. Есенин встретил с надеждой и убеждением, что люди, совершившие революцию, «не губить пришли в мир, а любить и верить». «В годы революции,- признавался Есенин,- был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». «Крестьянский уклон» явственно выражен в программной статье Есенина «Ключи Марии» (1918), определяющей его творческие и общественные позиции.
В 20-е годы Есенин видит катастрофическое крушение вековых устоев русской деревни, всего уклада жизни россиянина, втянутого в жестокую переоценку прежних жизненных ценностей. Все разрушало утопические иллюзии, напрасные надежды, возникшие у поэта в самом начале революции. Писатель А.Соболь, хорошо знавший Есенина в 20-е годы, рассказывал Владиславу Ходасевичу: «…так «крыть» большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в советской России; всякий, сказавший долю того, что говорил Есенин, давно бы был расстрелян».
Осенью 1921 г. в жизнь С.Есенина вошла знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, ставшая его женой. С ней совершает Есенин в г.г. длительное заграничное путешествие по европейским странам и США. Это путешествие укрепило в поэте «чувство родины» - основное в его творчестве. Вернувшись в советскую Россию, он стремится пристальнее и доброжелательнее всмотреться в окружающую его жизнь, разглядеть в ней черты нового. В стихах поэт пытается осмыслить происходящее.
В реальной жизни надежды сменялись сомнениями, горькими разочарованиями... В декабре 1925 г. в Ленинграде Есенин кончает жизнь самоубийством, которое до сих пор остаётся во многом неразгаданным. Над Домом печати в Москве, где был установлен гроб с телом Есенина, был вывешен плакат, сообщавший о том, с кем прощалась Москва: «Великий русский национальный поэт Сергей Есенин». Есенин оставил большое литературное наследие. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось. Есенин до сих пор один из самых читаемых поэтов.