Развитие диалоговых площадок органов государственной власти и общественности в субъектах Российской Федерации: проблемы, перспективы. Исаева Елена, член НП Юристы за гражданское общество, к.ю.н.
Электронная карта форм взаимодействия НП «ЮГО»
Формы взаимодействия ФЗ от ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Местный референдум Сход граждан Правотворческая инициатива ТОС Публичные слушания Собрания, конференции граждан Опрос граждан другие формы
Формы, закрепленные в законодательстве субъектов России Гражданский Форум Общественная экспертиза Общественные, консультативные советы Финансовая поддержка Методическая помощь
Диалоговые площадки Советы и комиссии по различным вопросам: Развитие предпринимательства Научно-инновационная политика Архитектура и строительство Ветераны и инвалиды Наркомания Семья и несовершеннолетние Коррупция Развитие образования
Диалоговые площадки Права человека Аграрная политика Экономика Занятость Национальная политика Русский язык Туризм Правовое воспитание Охрана здоровья Местное самоуправление Экология
Динамика развития регионального законодательства Темпы прироста законодательства рознятся в среднем от 10 до 0 в год в различных субъектах России В большом числе субъектов идет активное создание общественных структур для взаимодействия с органами власти
Формирование рейтинга субъектов 1. фонды местных сообществ; 2. социальный заказ; 3. гранты и субсидии; 4. налоговые льготы НКО и донорам; 5. общественные палаты; 6. публичные слушания; 7. общественная экспертиза; 8. территориальное общественное самоуправление; 9. институты по правам и человека и по правам ребенка; 10. обращения граждан; 11. молодежный парламент; 12. молодежные советы; 13. общественные советы при ОЗВ; 14. общественные советы при ОИВ; 15. механизмы развития малого и среднего предпринимательства; 16. институты поддержки семьи и материнства; 17. регулирование благотворительной деятельности; 18. антикоррупционные механизмы.
Рейтинг субъектов Из рисунка 2 видно, что все субъекты РФ разбиваются на 4 группы: - «передовики», у которых значения АЯ-рейтинга от 0.75 и выше (10 регионов); - «хорошисты» - значения АЯ-рейтинга в интервале от 0.5 до 0.75 (47 регионов); - «середняки» - значения – от 0.35 до 0.5 (21 регион); - «не реализовавшие свой потенциал» - значения АЯ-рейтинга ниже 0.35 (5 регионов).
Цветная карта Все четыре группы субъектов РФ на карте страны различаются по цвету: «передовики» - ярко-зеленый ; «хорошисты» - салатовый; «середняки»- розовый и-«не реализовавшие свой потенциал» -красный.
Карта наличия механизмов партнерства
Вывод Если сравнивать округа по «продвинутости» механизмов межсекторного социального партнерства, то здесь доминирует Центральный федеральный округ, где средняя «оснащенность» механизмами межсекторного социального партнерства составляет 2/3 от желаемого уровня (0,64). Чуть хуже обстоят дела в Приволжском федеральном округе (0,59) и в Сибирском федеральном округе (0,53). Остальные федеральные округа в среднем «оснащены» механизмами межсекторного социального партнерства менее чем наполовину.
Ситуация de jure Общественные палаты – 68 Закон о взаимодействии ОГВ и НКО – 29 Советы при ОГВ – все субъекты Молодежное правительство – 21 Молодежный парламент – 50 Законы о благотворительности – 21
Ситуация de facto Диалоговые площадки созданы, но зачастую не работают. Причины: 1. Создание под нажимом Москвы 2. Формирование из «своих» членов 3. Формирование нежизнеспособных структур
Перспектива Все «обязательные» площадки будут сформированы, но не факт, что будут работать. Спасибо за внимание!